Примерное время чтения: 7 минут
3308

Не ходите, дети, в Сеть. Чем опасна насаждаемая ученикам платформа «Сферум»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижнее Поволжье №35 28/08/2024
Главная опасность – это закрытые частные каналы в сети.
Главная опасность – это закрытые частные каналы в сети. freepik.com

Проблема информационной безопасности детей в сети особо волнует родителей накануне нового учебного года. Насколько остро она стоит, «АиФ»-Нижнее Поволжье» обсудил с экспертом по данной теме, известным общественником и писателем Андреем Афанасьевым.

Как выжить в сети

– Андрей Анатольевич, вы пишете в своих исследованиях, что многие родители и педагоги имеют весьма смутное представление о том, что дети делают в сети. Насколько это опасно?

– Наверняка помните ситуацию начала нынешнего года, когда после теракта в «Крокусе» школьникам во многих регионах стали приходить сообщения с предложениями по совершению актов терроризма. А ведь проблема не новая в том плане, что одна из основных функций соцсетей – собирать о каждом пользователе, включая и несовершеннолетних, максимальное количество личных данных. А потом мы почему-то удивляемся – с какой стати о нашем ребёнке на интернет-платформах и в мессенджерах знают едва ли не больше нас самих. 

При этом, например, предложения поработать закладчиками наркотиков приходят детям ежедневно на протяжении всего того времени, пока в России работает Telegram. Выглядит всё так: ребёнку приходит через соцсети предложение: «Хочешь быстро заработать хорошую сумму?». Не всегда при этом пишут, о чём именно идёт речь, или отделываются туманными фразами про некие «товары для клубного отдыха». Ребёнок соглашается, делает первую закладку, а потом имеет ощутимые проблемы с законом.

– Что ещё должно насторожить родителей в поведении ребёнка в сети?

– Возьмём видеохостинг YouTube, вокруг которого в последнее время поднялось столько шума из-за сбоев в работе. На самом деле мало кто задумывается, почему у этого ресурса возрастное ограничение 18+ присутствует даже на родине разработки, в США. Потому, что там имеется масса материалов, опасность которых не только в том, что они там в принципе присутствуют, но и в том, что они встроены в так называемую рекомендательную систему.

Происходит это так: скажем, ребёнок начинает смотреть условные «Смешарики». Но в рекомендательной колонке (с неё идёт до 80% просмотров) ему тут же выстраиваются в очередь на просмотр ролики, рекомендованные именно «Ютубом». Например, с пропагандой нетрадиционных отношений, сменой пола и так далее. И это не «теория заговора», а сознательно проводимая политика платформы. 

Лично знаю не одну историю от родителей, когда дети вовлекались в деструктив именно так. 

С приложением TikTok схожая по технологичности история. Там работает автоматическая бесконечная лента, управляемая алгоритмами, которую вы не можете никак контролировать. 

Допустим, человек первый раз зашёл туда, ему предложили 10 разных роликов, не связанных общей тематикой. Если на одном ролике вы на секунду-другую остановились чуть дольше, то это сигнал для платформы, и через пару роликов вам покажут тематически на него похожий. 

Так постепенно «взламывается» любой пользователь. Потом не только дети, но и взрослые откровенно удивляются: ну как так? Я же зашёл и начал листать ленту на пару минут, а в итоге завис там на два-три часа. 

Удивляться тут нечему, поскольку такие платформы специально заточены на то, чтобы у пользователя искусственно создавать психологическую зависимость от низкокачественного контента.

– Что ж теперь ребёнку совсем запретить посещать соцсети? 

– На мой взгляд, крайне важно, чтобы у детей не было до какого-то сознательного возрастного порога, скажем, до 14–16 лет, неограниченного круглосуточного доступа в Интернет. Речь идёт именно о мобильном Интернете на его запароленном от родителей личном смартфоне. Стационарный домашний компьютер в комнате родителей – пожалуйста, пусть пользуется. 

Критическое мышление, способность самостоятельно оценивать все угрозы и манипуляции не могут сформироваться у 10–12-летнего ребёнка просто в силу возраста, зато интернет-зависимость в таком возрасте как раз таки сформируется очень быстро. Нам, взрослым и родителям, важно это предельно чётко понимать. 

Откровенно беседовать с детьми на темы, обозначенные выше, конечно, нужно и важно, но и возрастные ограничения при свободном доступе в Интернет соблюдать крайне необходимо. Они существуют не просто так.

Чем опасен «Сферум»?

– На недавнем круглом столе в Волгограде вы говорили о негативных моментах, касающихся платформы «Сферум», обязательной для школ и учеников. В чём именно угроза от этой целевой образовательной разработки? 

– Увы, но при первом же анализе ещё в момент запуска «Сферума» в 2021 г. выяснилось, что по факту единственный смысл этой новации – привлечь детей всех возрастов на платформу «ВКонтакте». Уже тогда регистрация на «Сферуме» шла через ВК-айди (VK-ID), то есть ребёнок в школе по факту получал логин-пароль от всех продуктов ВК. И с этим паролем он спокойно шёл в данную соцсеть, которая безусловно является платформой 18+. 

Просто один пример. ВК – это единственная в мире социальная сеть, где официально разрешена порнография. И по многим другим видам нежелательного контента ситуация там аналогичная. То есть детей там быть совершенно точно не должно! Но при этом данная соцсеть, напротив, любыми способами делает всё возможное, чтобы детей там было больше. Ведь именно дети для них самые желанные потребители рекламного контента с главным ресурсом – свободным временем. 

Именно по этой причине ВК заключил соглашение с Минпросветом о столь странном «сотрудничестве». И теперь ВК получает прибыль, а родители и общество в целом головную боль – интернет-зависимых, плотно подсевших на деструктив детей. 

Всё происходило в три этапа. Сначала «Сферум» был отдельной платформой, потом его связали с ВК-мессенджером, и ребёнок вынужден был ставить это приложение, потому что на этом настаивали школы. А в этом году «Сферум» сделал доступным в ВК-мессенджере все сообщества. Круг замкнулся. 

В «Сферуме» школьники могут свободно обмениваться ссылками на группы ВК, при этом там есть скрытые чаты, которые невозможно контролировать родителям и учителям. 

Уже была масса случаев, когда один ученик заражал опасными темами через соцсети весь класс. Это массовая технология, и «Сферум» тут не исключение. При этом в своем пользовательском соглашении модераторы платформы откровенно пишут, что не будут контролировать и модерировать общение детей, равно как и весь контент «Сферума». 

В этой ситуации моя (да и не только!) принципиальная позиция – данную разработку стоит сворачивать.  Это настоятельная, назревшая необходимость. Родители и педагоги, уверен, со мной согласятся.

Главный вопрос

– Какая может быть альтернатива цифровизации школьной среды, ведь это процесс неизбежный?

– Мировой опыт тотальной цифровизации образования с треском провалился во всех странах, где широко ставились такие эксперименты. Клиповое мышление, неспособность концентрировать внимание, короткая память – вот что получали все дети, прошедшие через любые цифровые платформы общения. Все элитные школы Запада давно отказались от всех цифровых устройств. Нам же они предлагают, словно туземцам, свои «цифровые бусы». 

Для качественного обучения детей цифровые устройства и платформы не только не необходимы, но и откровенно вредны. Надеюсь, что государство достаточно быстро придёт к этому пониманию и примет комплекс мер. 

Досье
Андрей Афанасьев. Родился в 1983 г. в Волгограде. Общественный деятель, писатель. Координатор комитета по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата», руководитель информпроекта «На распутье.ру», автор популярных книг «Дети Интернета, что они смотрят и кто ими управляет» и «Основы выживания в Сети. Краткий курс для детей и родителей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах