Старшее поколение часто ругает молодёжь за то, что она только и умеет в клавиатуру пальчиком тыкать. Отцы и деды ещё не поняли, что в гаджетах современные дети ищут не только игры, но и обучающие статьи, развивающие приложения.
А иной раз и сами подростки вносят в виртуальную реальность новые идеи. Именно для таких детей, готовых обучаться самостоятельно и доводить идеи до логического конца, по всей России, включая Волгоградскую область, создана сеть кванториумов.
Все в парк!
Что такое кванториум? Это образовательный технопарк, оснащённый самым современным оборудованием. Такие пространства развиваются в России, в том числе в нашей области в рамках нацпроекта «Образование».
Первый кванториум 3 года назад открылся в возрожденном Детско-юношеском центре Волгограда – ГДЮЦе, затем – в здании РЖД рядом с площадью Чекистов. А в 2020-м появился такой и на базе Волжского политехнического колледжа в городе-спутнике областного центра.
Действует на территории Волгоградской области и мобильный кванториум. Это передвижная площадка с современным образовательным оборудованием. Такой особый образовательный технопарк – возможность для детей из глубинки получить доступ к новым технологиям – сначала для ознакомления, потом для того, чтобы попробовать самим создать что-то современное.
– Идеология кванториумов – научить учиться, дать навыки работы в команде, – говорит руководитель мобильного технопарка Денис Харькин. – Имея опыт решения задач в виртуальной реальности, ребёнок сможет перенести эти навыки и в реальную жизнь. Да, сначала детей влечёт в наш мобильный кванториум желание посмотреть на современное компьютерное оборудование и просто поиграть с тем, что приходилось видеть только по телевизору. А уже задача педагогов состоит в том, чтобы возникший интерес ребёнка превратился в желание создать что-то самому.
Путешествие в «Сириус»
Руководитель кванториума «Волжский Политех» Иван Кузнецов с гордостью говорит и об оборудовании по дополненной виртуальной реальности, и о роботе Куке – настоящем промышленном манипуляторе, и прочей технике. Всё это нужно, чтобы дети создали что-то своё.
А вот воспитанники волгоградского кванториума уже создали немало и могут похвастать весомыми победами в конкурсах. Девять ребят находятся сейчас в лагере «Сириус» в Сочи, куда попадают самые талантливые дети со всей страны. Здесь они и отдыхают, и занимаются разработкой новых проектов.
Так, одиннадцатиклассник 7-й гимназии Красноармейского района Виктор Ордынцев рассказал, что их команда создает для очистных сооружений модуль очистки от органических веществ. И вообще за три года пребывания в кванториуме «Волгоградский» проектов с пользой было уже немало.
– Когда попал на экскурсию в кванториум впервые, мы ещё даже химию в школе не изучали, – вспоминает Виктор. – Представлял эту науку как череду красочных опытов. Заинтересовало название квантума – «Нано». Теперь знаю, что химия – это ещё и скрупулёзные расчёты. Но их мы делаем на таком оборудовании, которое в школах не видели. С его помощью учиться особенно интересно.
То, что парню это действительно интересно, подтверждается и тем, что ездит он на занятия в кванториум «Волгоградский», расположенный в ГДЮЦе, аж из Красноармейского района. Уже выбрал, куда будет поступать – на одно из направлений нанотехнологий Московского физико-технического университета.
Самый умный дом
Воспитанники волгоградского кванториума, став победителями Всероссийского конкурса инновационных технологических проектов, участвовали в тематической программе «Кампус молодёжных инноваций ЮниКвант» на территории Всероссийского детского центра «Океан» на Дальнем Востоке. Заняли они и призовые места во Всероссийской олимпиаде «Национальная технологическая инициатива» сразу в нескольких номинациях. Предмет особой гордости детей – совместная разработка с цифровым партнёром «умной» системы для поиска заблудившихся в лесу.
– Проект призван решать конкретную задачу в повседневной жизни, – рассказала руководитель волгоградского кванториума Светлана Бибик. – Попадая на территорию кванториума, дети учатся не только ставить задачи, работать в группе, развивать коммуникативные навыки, но и достигать цели. Педагоги кванториума всегда за то, чтобы итогом создания любой группы был реализованный проект. И если ребёнок не нашёл себя в каком-то конкретном проекте, ему готовы предложить попробовать себя в чём-то другом.
Попробовать себя в чем-то другом – это реально. Направлений в кванториумах региона много, например, промдизайнквантум, промробоквантум, VR/AR, авто, IT, аэро, хайтек… Выбрать есть из чего! Так, в квантуме «аэро» дети создают беспилотники, в «авто» – постигают секреты управляемых машин. В квантуме «хай-тек» в Волжском дети создали систему умного дома, приборы для которого сами же и делали. Кстати, у девочек проект получился более ярким и ёмким, чем у мальчишек.
А ученики Волгоградского кванториума могут выращивать растения на гидропонике под солнечными батареями, которые сами же юные умы и создали.
А Алексей Глухов и Егор Абиякий из Волжского кванториума – из тех, кто умеет извлекать пользу из дополненной реальности. Парни принимали участие в создании «умного» приложения для музея в старинном городе Владимир. Оно позволяет при наведении смартфона на экспонат детально рассмотреть всё то, что отгорожено от посетителей.
Главное, что учиться в кванториумах детям предлагают бесплатно. Так в Волгоградской области создают среду равных возможностей для самых разных детей. Не имеет значения ничего, кроме желания подростка реализовать талант и воплотить в жизнь самые дерзкие мечты.
Стать ещё ближе к звездам
Лето у воспитанников кванториумов тоже проходит с пользой.
Так, в июне этого года 60 юных инженеров, которые уже имеют высокие достижения в научно-исследовательском и техническом направлениях, учились и отдыхали в волгоградском центре поддержки одарённых детей «Волна».
Как рассказали в комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, в этом году ребята фантазировали на тему космоса. Они прошли курс 3D-моделирования, изучали микроконтроллеры (микросхемы для управления гаджетами), нейротехнологии и проектировали макет космического корабля.
В центре поддержки одарённых детей в этом году инженерные каникулы прошли впервые.
Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»