Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Примерное время чтения: 7 минут
120

Надежды и тревоги. Что волнует волгоградцев накануне нового учебного года

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35. АиФ-Нижнее Поволжье №35 27/08/2025
Первоклассникам всей страны предстоит учиться по единому расписанию.
Первоклассникам всей страны предстоит учиться по единому расписанию. / Анатолий Зернин / АиФ

Совсем немного осталось до начала нового учебного года, когда более 410 тысяч школьников и студентов начнут учёбу в школах, ссузах и вузах Волгоградской области.

Что нового ждёт их в наступающем учебном сезоне, как он сложится и что волнует накануне 1 сентября родителей и педагогов, узнавал «АиФ»-Нижнее Поволжье».

Тонет в формализме и отчётах

Главное новшество учебного сезона 2025–2026 года — это единое расписание уроков для всех школ страны. Предполагается, что изучать предметы теперь будут примерно по одинаковым программам и в едином темпе.

Ещё новшество: для учащихся 5–7 классов вместо обществознания будет введён новый предмет «История родного края». Предмет «Духовно-нравственная культура России» введут вместо прежнего «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Говорить там будут о лучших образцах служения своему делу, Родине на конкретных примерах, в том числе судьбах участников СВО.

Уже введены новые стандарты школьной формы, которые касаются в первую очередь её гигиенических характеристик вроде качества ткани.

В целом, как видят и педагоги, и родители, школа всё больше тяготеет к унифицированности и нормам советского прошлого.

Но есть важный момент, который характерен исключительно для новой эпохи и становится всё большим вызовом самой системе среднего образования, — это дефицит кадров.

Так, по данным Контрольно-счётной палаты Волгоградской области, школам региона не хватает 216 учителей и 261 человека вспомогательного персонала.

«Стоит признать: с каждым годом работать становится всё сложнее, — отмечает учитель русского языка и литературы Марина Саблина. — Во-первых, возрастает нагрузка — постоянно появляются новые обязанности, педагогов становится меньше. Во-вторых, современные дети заметно отличаются от школьников прежних лет — многие недостаточно социализированы, агрессивны, не имеют авторитетов, хамят и сквернословят. А у школы, к сожалению, нет рычагов воздействия на таких детей. С родителями тоже стало намного сложнее общаться: заметно, что уровень культуры в обществе снижается. Учительский авторитет сейчас, по-моему, самый низкий за всю историю образования».

«Нам стало некогда учить детей, — признаётся учитель математики Елена Котломина. — Помимо проверок тетрадей, подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, ведения чата с родителями, заполнения электронного дневника, проведения родительских собраний, мы выполняем множество другой работы. Так, каждый вечер после уроков я захожу в наш рабочий чат и вижу несколько десятков сообщений с различными заданиями: организовать голосование родителей, регистрацию на тех или иных сайтах и прочее. У нас в школе 5 завучей — каждому из них я должна регулярно предоставить отчёт, раз в триместр надо распечатать электронные дневники детей и прочее. При подготовке к учебному году мы своими силами и порой за свой счёт ремонтируем кабинеты — к счастью, в этом иногда помогают родители. Такое ощущение, что у учителей не должно быть ни личной, ни семейной жизни — они всегда должны быть в работе. Школа тонет в формализме и в отчётах, и при этом теряется главное — человеческие отношения с детьми. Учителя превращаются в роботов для выполнения действий, не связанных ни с обучением, ни с воспитанием. И всё за очень скромную зарплату... Молодёжь, столкнувшись с этой системой, в ужасе бежит из школ. Мы отработаем и уйдём, а что будет потом? Если отношение к учителям не изменится, то учить детей скоро станет некому...»

Что делать?

Вопрос качества образования и нагрузки на педагогов не меньше волнует и родителей.

«За учителей мне страшно: их мало, а детей много, нагрузка огромная, — говорит мама третьеклассника, волгоградка Галина Новичкова. — Некоторые вынуждены брать два классных руководства, постоянно заменяют коллег, все нервные, измотанные, и всё это отражается на детях. О качестве знаний и говорить не приходится, даже первоклашек уже водят к репетиторам».

Беспокоят родителей и то, в каких условиях обучаются их дети.

«Долгое время в школе, которую посещают двое моих детей, не могут навести порядок — развелись мыши и тараканы, — сетует многодетная волгоградка Татьяна Люшнина. — Мы много раз жаловались руководству, но проблема почему-то не решается. Многие проблемы в школе решаются только благодаря родителям. Например, в прошлом году в кабинете были проблемы со светом — дети не могли чётко видеть, что написано на доске. И если бы родители не забили тревогу и не починили бы своими силами освещение, то никто ничего бы не предпринимал. При этом с нас каждый год собирают деньги на нужды школы, и куда идут эти средства, мы не знаем. А ещё очень волнует большая нагрузка на детей: в расписание им 3–4 раза в неделю ставят дополнительные занятия вроде кружков, посещать их нужно обязательно, хотя они не относятся к учебной программе. И даже у первоклашек часто было по 5–6 уроков. Вопрос: как такие нагрузки отразятся на здоровье детей?»

Волнует старшее поколение и то, что школа перестала детей воспитывать, а отношения учителя с детьми становятся всё более формальными.

«У меня внук — ученик начальной школы, — рассказала волгоградка Галина Нефедова. — После уроков веду его домой и что я слышу? Школьники выражаются так, что мне становится стыдно. Сплошной мат! Выражаются не только старшеклас­сники, но и младшие школьники, и никто из учителей не делает им замечаний. Почему школа самоустранилась от этой проблемы и вообще от вопросов воспитания? Никто не ведёт беседы с родителями, не вводит штрафы за сквернословие в школе — учителя кивают на родителей, мол, это их ответственность. Ведь школа всегда являла собой нечто большее, чем просто „учреждение образование“, и, считаю, она должна быть заинтересована в повышении культурного уровня в обществе. Но учителям сейчас не до этого: они заполняют многочисленные отчёты и проводят какие-то мероприятия для галочки...»

Как улучшить ситуацию? Большинство родителей и педагогов уверены, что вопрос надо решать на государственном уровне.

«Это вопрос первостепенной значимости для страны, — считает педагог Марина Саблина. — Нужно сделать всё возможное, чтобы поднять престиж профессии учителя, иначе положение будет только ухудшаться...»

Цифра
Более 23 тысяч первоклассников насчитывается в 2025 г. в Волгоградской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах