Школьные музеи Волгоградской области живут своей увлекательной жизнью: они участвуют в экспедициях, охраняют памятники и побеждают на всероссийских конкурсах. Вся их работа – хороший ответ на вопрос о новых путях патриотического воспитания молодёжи.
Погружаясь в иную эпоху
Что нужно, чтобы предмет стал экспонатом? Как построить экспозицию? Где сделать паузу в экскурсии, чтобы даже самые шумные посетители заинтересовались? Когда произошли те или иные события в истории родного города?
Дубовские школьники – актив Музея истории г. Дубовки – знают ответы на эти вопросы получше прославленных телезнатоков.
Этот музей более сорока лет работает в центре детского творчества Дубовского муниципального района. Юные музейщики самостоятельно разрабатывают экскурсии на основе встреч со старожилами, работы в архивах. Экскурсии придумывают самые разные: театрализованные, выездные, виртуальные. Да и не только экскурсии!
В школьном музее, которым руководит кандидат исторических наук Людмила Курышова, устраивают и исторические реконструкции, и иммерсивные постановки, погружающие посетителей в определённую эпоху.
В фондах дубовского музея более полутора тысяч экспонатов, а его портфолио насчитывает десятки почётных грамот и дипломов. Самый свежий – диплом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса школьных музеев 2022 г.
О русской печке и не только…
Этап традиционно проводится в начале весны. В этом году в слёте приняли участие 15 команд из разных районов области, а также из Урюпинска, Камышина и Волгограда. Конкурс состоял из нескольких номинаций. Каждый музей представил свою визитную карточку, соревновались фондовики, экскурсоводы.
Работы оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли специалисты музея-панорамы «Сталинградская битва», сотрудники архивов.
– Перед жюри стояла непростая задача: поскольку все музеи-конкурсанты высокого уровня и ребята, входящие в актив, хорошо подготовлены, выбрать победителя было сложно, – говорит один из организаторов конкурса, методист Волгоградской станции детско-юношеского туризма Наталья Сергеевна Адамович. – Расхождение между участниками составляло считаные баллы.
В призовую тройку помимо победителя, дубовского музея, вошли также музей боевой славы «Россошинский рубеж» Россошинской СШ им. И. Ф. Бибишева (II место) и Музей боевой и трудовой славы Медведицкой СШ Жирновского района (III место). Кроме того, жюри отметило интерактивную экскурсию «В гостях у русской печки», которую провёл Илья Кудлаев – активист музея русского быта «Любо» СШ № 100 Волгограда. Особый интерес также вызвала экскурсия Валерии Ломакиной «Недаром помнит вся Россия», посвящённая героям Отечественной войны 1812 года (Музей боевой славы Вязовской СШ Еланского района).
По следам настоящих экспедиций
Большинство школьных музеев в нашей области – военно-исторического профиля, но есть и трудовой славы, и естественно-научные, и народного быта. Среди их руководителей встречаются не только учителя истории, но и преподаватели литературы, иностранного языка, биологии. Это люди, любящие свою малую родину, увлечённые краеведением и способные увлечь учеников. Актив музея чаще всего составляют школьники 7–10-х классов.
В школьных музеях есть и свои экспедиции, например, в музее школы № 36 им. Героя Советского Союза В. Г. Миловатского города Волжского. А вышеупомянутый музей «Любо» возник в результате многочисленных этнографических экспедиций. С 1973 года таких экспедиций по Волгоградской и Саратовской областям было проведено 32.
При школьном музее с. Медведица Жирновского района с 1984 г. работает поисковый отряд «Память», задачей которого является увековечивание памяти героев-земляков Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, воинов-интернационалистов, героев труда, почётных жителей села. С 1990 г. отряд взял шефство над парком Победы и обелиском павшим воинам-односельчанам. И «держит вахту» уже более тридцати лет.
А активисты школьных музеев Тракторозаводского района Волгограда придумали оригинальный способ расширения круга посетителей. Много лет в районе проводится акция «Открытый миру музей». Её участники посещают музеи, расположенные на территории района, и знакомятся с их экспозициями. А затем создают рисунки, стихи, эссе на тему «Для чего нужны музеи?». Оргкомитет подводит итоги и определяет победителей.
Активная деятельность школьных музеев нашего региона отмечена на всероссийском уровне. Так, 16 музеев образовательных организаций Волгоградской области являются сертифицированными партнёрами Музея Победы на Поклонной горе. С сентября 2019 г. Музей Победы совместно с Российским военно-историческим обществом приступил к реализации долгосрочной программы «Школьный музей Победы». Лучшие школьные музеи имеют возможность представить свои экспозиции жителям Москвы, России и зарубежным гостям в специально созданном пространстве Музея Победы.
Как стать музееведом
Если в вашей школе нет собственного музея, попробовать себя в роли экскурсовода или экспозиционера можно, записавшись в детское объединение «Музееведы».
Оно работает при музее «Дети Царицына – Сталинграда – Волгограда». Здесь особый акцент сделан на судьбах детей военного Сталинграда.
– Нам удалось сформировать команду единомышленников, – считает руководитель музея Наталья Адамович. – Сейчас актив – это 15 старшеклассников разных школ города. Школьники изучают историю, учат тексты экскурсий, психологически готовятся, чтобы не бояться выступать перед незнакомой аудиторией. Эти знания и опыт формируют у молодых людей уважение к истории малой родины, искусству, природе.
Музей использует интерактивные практики, например, проводит выездные экскурсии «Сталинградское детство» для воспитанников детсадов. Малышей знакомят с подлинными музейными экспонатами: игрушками сталинградских детей, детскими журналами советского периода, пионерскими атрибутами. В ходе экскурсии ребята могут позвонить по дисковому телефону, написать в прописи перьевой ручкой, научиться считать на счётах.
Музей расположен по адресу: г. Волгоград, ул. Пугачёвская, 13.
«Это особое пространство»
Волгоградская станция детско-юношеского туризма и экскурсий является региональным куратором школьных музеев области.
Её сотрудники проводят обучающие семинары для руководителей музеев, оказывают методическую и информационную поддержку, координируют взаимодействие школьных музеев с профессиональным музейным и научным сообществом региона.
На базе ВСДЮТиЭ ежегодно проводится межрегиональная научно-практическая конференция «Дети и война», в рамках которой среди прочего проходит областная викторина «Сталинградская битва: осколки истории».
В 2021/2022 учебном году в конференции участвовали 2400 ребят из разных регионов нашей страны: Волгоградской, Воронежской, Московской, Нижегородской, Курской, Кемеровской, Тверской областей, а также Дагестана, Башкортостана и Чувашии. Победители и призёры были включены в реестр одарённых детей РФ.
Кроме того, сотрудники станции заполняют информационный портал «Школьные музеи» на платформе Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, формируя таким образом виртуальное пространство взаимодействия всех школьных музеев России. Работа эта в самом разгаре.
– Количество школьных музеев в нашем регионе увеличивается, – отмечает начальник отдела доп. образования комитета образования, науки и молодёжной политики ВО Яха Лунева. – Этому способствует федеральная и региональная политика в отношении музейной педагогики. Ведь роль школьного музея в формировании личности ребёнка трудно переоценить. В музеях образовательных организаций нашей области проводятся Уроки мужества, Уроки Победы, которые являются действенной формой патриотического воспитания на основе истории Сталинградской битвы, региона в целом. Школьный музей – особое пространство для разговора с юными посетителями о мужестве, долге, нравственных и гражданских ценностях, ратных и трудовых подвигах.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Дело молодых»