Примерное время чтения: 5 минут
453

Без подачек. Как волжская школа смогла войти в рейтинг лучших в стране

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Нижнее Поволжье №40 01/10/2014
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В канун Дня учителя стало известно - четыре школы из Волгоградской области вошли в топ-500 лучших учебных заведений России. В их числе - школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С. Р. Медведева г. Волжского. 

О рецептах успеха и проблемах инновационной современной школы мы беседуем с директором учебного заведения, Заслуженным учителем России Александром ЧЕРНОВЫМ.

Ставка на профориентацию

- Александр Филиппович, многие считают, что уровень образования в регионах куда ниже, чем в столицах. Как удалось выделиться на общероссийском фоне?

- Наша средняя школа занимает почётное место в этом рейтинге уже второй год подряд. И в этом заслуга и учителей, и учеников. Выпускники весьма ценят те знания, что получили в наших стенах. Они без проблем поступают в лучшие вузы страны: МФТИ, МИФИ, институт им. Губкина. Про ведущие вузы Волгограда и Волжского я уже не говорю. По математике мы реально самая сильная школа города. Средний бал ЕГЭ по математике в этом году по городу - 63, в нашей школе - 71. Недавно звонили с очередной областной олимпиады: «Ваши ученики такие молодцы! Опять нашли в тексте учебного задания грубую математическую опечатку».

Досье
Александр Чернов родился в 1946 г. в Дубовском районе Сталинградской области. Высшее образование получил в Саратовском госуниверситете по специальности «математика». Преподавал математику и информатику. «Директорствует» в одной школе около тридцати лет. «Отличник просвещения», Заслуженный учитель России. Женат, воспитал двух сыновей.

Учиться у нас нелегко. Уровень преподавания математических предметов «почти» вузовский, нагрузку даем хорошую уже с пятого класса. С этого же времени ученикам поручаем индивидуальные учебно-исследовательские проекты. Но такая стратегия себя полностью оправдывает. Ребёнок начинает работать самостоятельно, осознавать, что такое культура мышления, осваивает творческий подход в математике, физике, в информационных технологиях.

- Говорят, современная школа не может прожить без спонсоров. Ведь в бюджете на все нужды не хватает. Так ли это?

- Разного рода подачки и унижают, и расхолаживают одновременно. Нужно либо твёрдо требовать, что положено по закону об образовании, либо пытаться найти дополнительные средства какими-либо другими экономическими внятными, законными способами. Все взносы наших родителей - это 60 рублей в месяц на охрану. И всё.

Помнится, пару лет назад у нас в актовом зале был какой-то праздник. Среди гостей находился один из областных депутатов. По окончании мероприятии мы с ним разговорились, между делом депутат спрашивает: «Может, вашей школе выхлопотать средства на обновление кресел в зале?». Я говорю: «А смысл? Будем планомерно развиваться дальше, найдём средства и на то, и на это, на кресла в том числе». Сегодня наша школа имеет всю необходимую материально-техническую базу. Есть три компьютерных класса, обеспечен выход в Интернет из каждого учебного кабинета, развивается внутришкольная компьютерная сеть, весь документооборот электронный. С родителями детей общаемся он-лайн, без «дёрганий» на собрания.

- С чего вообще начались ваши инновации?

- Лет двадцать назад мы одни из первых в регионе начали реализовывать идею специализированной школы. Начиная с 1993 года наша школа работает по профилю углубленного изучения математики, физики и информатики. Тогда же создали прообраз профориентированной школы - «инженерные классы», надеясь, что подготовленные нами выпускники пойдут в технические вузы. Ставка на такую ориентацию, на тесную взаимосвязь «школа-вуз» теперь полностью оправдалась. Сегодня вся национальная общеобразовательная система шагает в этом направлении. Ну а мы, выходит, всё предвосхитили, подготовили почву, выпустили за это время сотни талантов, которые нашли себя программистами, специалистами IT-технологий.

Ситуация «умеренно-напряжённая»

- А что с преподавательскими кадрами?

Справка
Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С. Р. Медведева г. Волжского работает с 1985 года. Носит имя первого главного инженера «Сталинградгидростроя» с 1994 года. Коллектив школы составляют 75 учителей, из них 10 педагогов высшей квалификационной категории. В школе ведут педагогическую деятельность 5 преподавателей вузов.

- Когда я вижу огромное количество студентов в Волгоградском педагогическом университете, то всегда задаюсь вопросом: и куда же вся эта армия молодых педагогов затем девается? Любая статистика показывает: эти выпускники бесследно «рассасываются в пространстве» по окончании вуза. Их не видно ни в селе, ни в райцентрах, ни даже в крупных городах уровня нашего Волжского.

К нам, например, возвращаются после окончания «педа» единицы - наших же, притом бывших учеников. Но в целом ситуация с кадровым обновлением остаётся умеренно-напряжённой. И это притом, что заработки наших учителей неплохие. Они фактически среднерегиональные - от 20-23 тыс. руб. в месяц и выше. Даже молодой учитель может неплохо зарабатывать, если он инициативен, результативен в подготовке учеников к его базовой ставке плюсуются «бальные надбавки».

- Система ЕГЭ - насколько она совершенна? И что можно было бы исправить?

- Былой расхлябанной уравниловки нет, и это главное. Сегодня ЕГЭ ругают только те «эксперты», которые не понимают суть итогового тестирования. Такая система, считаю - серьёзный шаг вперёд в сравнении с субъективной уравниловкой былых времён. В любом вопросе теста есть проверочный пункт «С», который требует от школьника самостоятельного развёрнутого ответа, причем он составлен так, что списать невозможно. Так что в итоге мы получаем реальную оценку знаний ученика. А насчёт недостатков ЕГЭ: давайте искать, обсуждать, исправлять вместе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах