Примерное время чтения: 8 минут
584

Помощь во всем. Как работают ресурсные центры по обучению детей-инвалидов

Олеся Ходунова / АиФ

Детей, к которым нужен особый подход в обучении, становится в регионе с каждым годом все больше и больше. Многие из них воспитываются в неблагополучных семьях и особенно нуждаются в поддержке. Как в регионе решают проблему с их обучением, причем не только по предметам вроде математики и русского языка, а также самообслуживанию, как им помогают социализироваться и какие специалисты работают с ними, узнала редакция «АиФ»-НП».

10 центров на регион

«Поддержка материнства и детства является приоритетом долгосрочной стратегии региона, обозначенной губернатором. Именно с этой целью в области расширена сеть специализированных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Региональный комитет образования, науки и молодежной политики в рамках межведомственного взаимодействия с облздравом и облкомсоцзащиты является участником программы по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования.

В Волгоградской области работает 10 специализированных ресурсных центров комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. «Большая часть из них - учреждения инклюзивного образования по различным типам ограничений, это: Волгоградский центр образования детей-инвалидов, Волгоградский областной центр психолого-медико-педагогической помощи, Волгоградская школа-интернат №1, Волгоградская  школа-интернат №3, Волгоградская школа-интернат №6, Волгоградская школа-интернат №7, Волжская школа №1 и Михайловская школа-интернат», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования.

На базе Волгоградской школы-интерната №5 работает ресурсный  центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, а на базе Волгоградской школы-интерната № 4 – ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Активная социализация

В школе-интернате №5 в Красноармейском районе ресурсный центр появился в сентябре 2016 года. В учреждении обучается 237 детей. Часть из них посещает школу, а другие – обучаются индивидуально на дому. «В рамках работы центра мы активно оказываем консультации, причем не только детям, но и их родителям и коллегам из муниципальных районов области, Волжского и не только. Иногда даем разовые консультации для детей дошкольного возраста», - рассказывает директор школы Татьяна Калинина. В учреждении дети могут находиться круглосуточно и жить от каникул до каникул. Особенно в школе обращают внимание на внеурочную деятельность. «Мы взаимодействуем со станциями юннатов, юных натуралистов и техников, молодежным центром. Дети с удовольствием их посещают. Посещение подобных учреждений важно для развития и социализации воспитанников, а также для того, чтобы общество было готово дружить и общаться с такими детьми», - добавляет Калинина.

Помощь коллегам

«На территории Волгоградской области развернута сеть подобных ресурсных центров, рассказывает директор школы-интерната №1, расположенной в Ворошиловском районе Волгограда, Ирина Гайтукаева. – В нашем учреждении обучается 121 ребенок с интеллектуальными нарушениями – это дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Педагогический коллектив состоит из 30 человек, и каждый учитель и воспитатель вносит свой вклад в развитие и обучение школьников с особыми образовательными потребностями.  Следует отметить, что образовательный процесс в нашей школе невозможен без специалистов службы психологического и социально-педагогического сопровождения, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, учитель ЛФК, тьюторы. Это высококвалифицированные специалисты, которые не только работают с обучающимися и их семьями, но и оказывают методическую помощь педагогам  Волгограда и Волгоградской области».

На базе школы-интерната  проходят семинары и консультации для педагогов из муниципальных общеобразовательных школ, в которых в условиях инклюзивного образования обучаются дети с нарушениями интеллекта. «Мы сотрудничаем с Волгоградской государственной академией последипломного образования. В рамках курсовой подготовки педагоги получают теоретические знания, а потом приходят к нам и знакомятся с методами обучения детей с ментальными нарушениями, посещают открытые уроки, мастер-классы, коррекционно-развивающие занятия, на которых могут видеть, как  на практике реализуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом педагоги не просто наблюдают за процессом, а становятся его участниками, через интерактивные формы взаимодействия.», - поясняет Ирина Гайтукаева.

«Детям, испытывающим затруднения при обучении по основным общеобразовательным программам, в какой-то момент необходимо определиться  с дальнейшим образовательным маршрутом и мы помогаем им – проводим специальную диагностику и даём рекомендации родителям», - отмечает директор.

Предпрофессиональная подготовка

В школе-интернате №3 в Краснооктябрьском районе детей с ограниченными возможностями здоровья готовят к самостоятельной трудовой деятельности. Ресурсный центр появился здесь в марте 2017 года. В нем детей обучают по профессиональным профилям:  «швея», «столяр», «плотник», «садовод-озеленитель», «штукатур-маляр». «В зависимости от развития ребенка выбираем приемлемый для него профиль, - поясняет директор Павел Сорокин. К примеру, быть швеёй или штукатуром могут дети с легкой умственной отсталостью, а тем, у кого тяжелая отсталость, это сложно, их зачастую приходится учить элементарным вещам – как держать ложку, как зашнуровать ботинки, как полить цветок. Есть дети, у которых, кроме отсталости, наблюдаются последствия церебрального паралича, а есть те, кто не может говорить, кто плохо видит, ко всем нужно найти свой подход. Мы также учим детей самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства, иначе как они будут жить, когда станут взрослыми?».

В школе обучается 274 ребенка, здесь они могут даже ночевать. Не всегда это дети из неблагополучных семей, есть и дети из обычных, но требующих особого подхода из-за изменений в организме на генетическом уровне. «Вообще наша школа переполнена. Число детей с особыми образовательными потребностями растет с каждым годом. У нас уже скомплектовано три класса, которые будут обучаться в следующем учебном году. Это еще без учета «выпуска» специализированных детских садов. Детей, требующих особого подхода в обучении - очень много», - отмечает Павел Сорокин.

Оказывает школа и консультации и старается выступать как методический центр – здесь готовят материалы диагностического характера, проводят семинары, а также печатают для родителей и детей полезные буклеты, как, например, выбрать профессию.

Наряду с другими учреждениями Волгоградской области, школа- интернат принимала участие в получении федерального гранта, на средства которого приобрела компьютеры, МФУ, брошюраторы, веб-камеру, интерактивные доски, проекторы, оборудование для мастерских, специальные материалы и инструменты для работы.

Многие выпускники школы поле обучения живут полноценной жизнью, находят работу. Как правило, они трудятся в строительной сфере, швейных ателье, сфере обслуживания.

Мнение экспертов

Психолог Наталья Орешкина: «Перед тем, как пойти в школу, дети проходят комиссию, на которой их обследуют и психолог, и психиатр в том числе. Если они видят у ребенка какие-либо отклонения, то могут посоветовать отдать его в специальную, коррекционную школу. Но эти советы носят рекомендательный характер, в конечном итоге решать родителям. Если ребенок с ОВЗ и школа реализует соответствующие программы, то тогда, он в теории может в ней обучаться, но если таких программ нет, то ребенку будет сложно. Некоторые родители не принимают заболевания своих детей и отдают в обычную школу. В итоге ребенок страдает, не поспевает за всеми. Вместо того, чтобы оказывать ему помощь, его вгоняют в стресс. Хорошо, когда родители адекватно оценивают ситуацию и отдают детей в школы, где есть не просто программы по обучению детей-инвалидов, а школы со специальными ресурсными центрами.

Кстати, в лицее №8 есть программы дистанционного обучения, хоть там и нет ресурсного центра. В нем работают специально обученные психологи, которые занимаются с детьми. Не все школы могут себе позволить подобное обучение. Для этого необходимо специальное оборудование, плюс, в школах есть кадровый голод. Хорошие психологи, дефектологи и логопеды на вес золота.

Психолог в обычной школе – это совсем другой психолог, нежели в ресурсном центре. Университеты каждый год выпускают множество специалистов, но все они заточены на работу с обычными детьми, а не с детьми-инвалидами с серьезными расстройствами психики».

Елена Лапп, председатель Волгоградской региональной общественной организации «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»: «К сожалению, не все психологи при школах имеют базовое дефектологическое образование. Мы помогаем специалистам получить его, к примеру, обучаем работе с детьми с нарушением слуха и не только. Занимается подобным образованием и ВГСПУ.

На практике психологам-выпускникам вузов без дефектологического образования очень сложно. Они пытаются работать с детьми-инвалидами как с обычными детьми. Тяжело педагогу массовой школы работать в инклюзивном классе, организовать в нем процесс обучения, управлять детьми. Еще сложнее педагогу в специальной школе. Ресурсные центры должны быть островками, на которых педагоги будут делиться с коллегами опытом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах