Приехав на АЗС и увидев бензиново-дизельные ценники, редкий водитель удержится от неудовольствия. Сама собой приходит в голову мысль о неумеренных аппетитах нефтяников.
Однако при этом мало кто вспоминает, что нефтяные компании являются крупнейшими налогоплательщиками России, что они создали в стране сотни тысяч рабочих мест, что платят сотрудникам зарплаты и предоставляют социальные гарантии. Да и с ценами на нефтепродукты всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из чего же они складываются?
Откуда что берётся
«Горячую линию» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» периодически атакуют одним и тем же вопросом: цены на нефть упали, а на бензин растут - как понимать? Вот в Америке с падением цен на нефть бензиновые цены падают. Неужели нефтяные компании США ведут более честную политику по отношению к потребителям?
Давайте разберёмся.
Нефть может стоить дороже или дешевле, но само по себе это обстоятельство ещё мало что решает. «В цене одного литра топлива - 7 - 10% стоимости нефти», - констатирует известный эксперт Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза. И только. Как складывается структура себестоимости нефтепродуктов в целом? В нашей стране она выглядит следующим образом.
Примерно 55 - 60% стоимости литра бензина - это прямые и косвенные налоги: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акциз на продукты нефтепереработки и другие. Более 35 процентов составляют расходы на производство топлива и логистику. На прибыль АЗС остаётся лишь 5 - 9%. Положа руку на сердце, кто скажет, что это много?
Налоговая нагрузка на нефтяные компании растёт, и это обстоятельство не может не сказаться на ценниках заправочных станций. Вспомним, что совсем недавно, с 1 апреля нынешнего года, поправками в Налоговый кодекс РФ акцизы на автомобильный бензин были повышены примерно на 2 рубля на литр. (Акциз же, напомним, - это косвенный налог, всегда оплачиваемый потребителем.) Вот и получается, что у нас стоимость «чёрного золота» сказывается на цене конечного продукта лишь в небольшой степени. Факты - вещь упрямая.
В пересчёте на рубли
А что же Америка? Почему у них бензин дешевле?
Ну, во-первых, не дешевле. Если считать в долларовом эквиваленте, то розничные цены на бензин в США в 1,5 раза выше, чем в России.
Во-вторых (и это главное), всё опять-таки упирается в структуру себестоимости. В США в цене бензина львиную долю (более 70%!) занимает как раз стоимость сырья. Налоги же - всего 12%. Например, у нас действует налогообложение на добычу полезных ископаемых, а в Америке не облагают налогом ни добычу нефти, ни её переработку, снижая тем самым себестоимость готовой продукции. При такой схеме удешевление сырья автоматически ведёт к удешевлению нефтепродуктов.
В то же время сравнивать розничные цены в России и США было бы неправильно. Более корректным является сравнение российского и европейского рынков. Страны Европы нам ближе и географически, и с точки зрения политики пополнения бюджета за счёт продажи топлива. Так вот, аналог нашего бензина АИ-95 в Германии стоит (в пересчёте с евро на рубли) 95,5 руб. за литр, а во Франции - 97,8 руб. Интересно, что самый высокий уровень цен демонстрируют именно нефтедобывающие страны Европы: Великобритания - 100,9 руб. за литр, Норвегия - 113,2 руб.
И рады бы снизить…
Можно возразить, что в развитых странах, о которых шла речь, уровень зарплат и жизни в целом существенно выше, чем у нас, и немецкие или норвежские водители могут позволить себе покупать дорогой бензин. А для нас и этот дороговат.
В общем-то, справедливо. Однако мы уже могли убедиться, что в данном случае претензии в адрес нефтяников - не по адресу. Компании рады бы снизить цены на топливо. Например, предприятию, которое располагает тремястами АЗС в шести российских регионах, выгоднее брать оборотом - продавать больше относительно дешёвого бензина, чем дорогого, но меньше. Однако по экономическим причинам российские нефтяные компании позволить себе этого не могут. Их прибыль и без того заметно ниже американских, что хорошо видно из публичной отчётности.
В принципе добиться снижения цен на нефтепродукты достаточно легко. Для этого надо лишь уменьшить налоговое бремя на нефтяной бизнес. Однако в результате неминуемо пострадает бюджет страны, что, разумеется, недопустимо.
Конечную стоимость моторного топлива и её динамику всегда определяет государство, исходя из целого ряда соображений. В нашем случае соображения очевидны: падение цен на нефть вызвало бюджетный дефицит, который нужно сокращать. Апрельское повышение акцизов на нефтепродукты, по расчётам Минфина, позволит привлечь в этом году дополнительные 75 млрд руб. А это зарплаты бюджетников, поддержка пенсионеров, содержание больниц, школ, культурно-спортивных объектов…
Улыбка в дорогу
И всё-таки было бы неправильно рассматривать цены на топливо в отрыве от других, весьма существенных обстоятельств. На предприятии «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» справедливо считают, что относительно высокая стоимость бензина или дизельного топлива в немалой мере компенсируется безукоризненным качеством топлива и сервиса на его АЗС.
Например, прекрасно зарекомендовал себя лукойловский бензин «Экто». Он повышает эффективность работы двигателя, обеспечивает чистоту и защиту топливной системы от нагара и коррозии, увеличивает мощность двигателя и динамику разгона. Не случайно «Экто Plus» заслужил признание таких гигантов автомобилестроения, как PORSCHE и BMW.
Отдельная тема - автозаправочные станции. «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» активно реконструирует свои АЗС, доводя их до европейского уровня. По словам Алексея Махнева, генерального директора предприятия, здесь во главу угла ставится клиентоориентированный бизнес во всех его проявлениях. А значит, приехав за топливом, водитель может одновременно сделать на АЗС покупки, выпить кофе, перекусить в просторном и удобном торговом зале. И непременно получит в дорогу добрые пожелания и улыбку.

Социальная ответственность
Семён Глозман, представитель президента ПАО «ЛУКОЙЛ» в регионах Центрального и Южного федеральных округов, Поволжья:
- Бизнес нашей компании является социально ответственным: налоги, рабочие места и достойные зарплаты - всё это обеспечивает «ЛУКОЙЛ». Нельзя не упомянуть и о благотворительной программе лукойловских предприятий в регионах деятельности. Несмотря на экономически сложное время, тот же «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» ежегодно оказывает многомиллионную благотворительную помощь.
В нынешнем году компания отмечает своё 25-летие. Юбилею посвящён очередной, 12-й по счёту конкурс социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в Волгоградской области. Его организаторами в регионе выступают АО «РИТЭК», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Как председатель конкурсной комиссии приглашаю к участию волгоградские общественные и муниципальные организации. С положением о конкурсе можно ознакомиться на сайте предприятия «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» в разделе «Социальная политика».
Заявки принимаются до 1 августа, подведение итогов планируется ко Дню нефтяника. Авторы лучших проектов получат солидные гранты для реализации своих идей!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть