Эксперты и депутаты бьют тревогу: цены на продукты питания продолжают расти. Но если к тому, что рыба стала почти деликатесом, а сливочное масло мы научились мазать тонко-тонко, ещё привыкнуть можно, то с ростом цен на всеми любимый картофель смириться сложно.
Даром не нужна
Второй хлеб дорожает не только в Волгоградской области, но и по всей стране, и не случайно глава комитета Госдумы по защите семье Нина Останина обратилась с письмом к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой разобраться в ситуации с картошкой.
Цены по сравнению с 2024 г., согласно данным Росстата, выросли втрое, и объяснить это всё исключительно традиционным подорожанием в ожидании нового урожая или инфляцией не получается.
Почему так подорожал второй хлеб? Причин много, и часть из них не лежит на поверхности, однако оказывает существенное влияние на рынок.
«Я несколько лет назад решил заняться картофелеводством, закупил технику, освоил технологии, получил хороший урожай, – рассказал «АиФ»-Нижнее Поволжье» на условиях анонимности руководитель крестьянско-фермерского хозяйства. – А когда началась реализация, то цены были такие, что даже себестоимость не окупалась. Тогда мы решили просто подарить картофель социальным учреждениям района – ну это же лучше, чем выбросить. Оказалось, и это не так просто, и в дар нашу продукцию принять не могут, это незаконно. В итоге большая часть урожая просто пропала... Технику я продал и больше к картофелю возвращаться не планирую».
То густо, то пусто
Отсутствие планирования – давняя проблема рынка АПК. У картофелеводов всё непредсказуемо: так, невысокие цены на продукцию в 2024 г. были вызваны тем, что в 2023 г. второго хлеба не хватало, и многие аграрии вложились в эту сферу. В итоге на следующий год рынок был перенасыщен, цены упали, от посадки картофеля отказались. А в 2025 г. снова образовался дефицит.
«Большое влияние на сельское хозяйство, включая сферу овощеводства, сейчас оказывает цифровизация, – объясняет руководитель сельхозкооператива «Агроторг» Александр Ульянов (Среднеахтубинский район). – Так, сейчас на федеральном уровне внедрены цифровые стандарты, касающиеся технологии обработки участка, использования удобрений и гербицидов. Любой свой шаг фермер должен заносить в цифровую систему, и если он не соответствует стандарту, то применить привычную отработанную технологию не получится. Всё это приводит к необходимости пересматривать производственные процессы и ведёт к повышению себестоимости продукции. К тому же учтите, что эти данные в систему кто-то должен заносить. А где взять цифровых операторов, когда обычного рабочего на поле не найти?»
По мнению Александра Ульянова, значительное влияние на рост себестоимости продукции оказывает и подорожание многих составляющих процесса сельхозпроизводства: техники, солярки, воды, семян, удобрений… Не меньшим вызовом являются и биологические факторы – вредители и болезни мутируют, приспосабливаясь к имеющимся средствам защиты растений, и бороться с той же фитофторой, поражающей картофель, становится всё сложнее.
«Я хорошо понимаю, что обычным покупателям кажется, что цены на овощную продукцию сильно завышены, – рассуждает он. – Но они не видят всю цепочку. Например, картофелеуборочная техника стоит от 60 до 100 тыс. долларов за единицу. Приобретая её, фермер должен вложить эти затраты в стоимость продукции. Добавьте к этому необходимость хранения, доставки, и вы получите ту цену, которую видите в магазине…».
Несмотря на всё вышесказанное, по мнению Александра Ульянова и других экспертов, повод для сдержанного оптимизма у жителей региона есть: с учётом высоких цен текущего года картофель наверняка посадят в немалом числе хозяйств. Во-вторых, следуя принципу «накорми себя сам», многие дачники тоже планируют вернуть культуру на свои участки.
«Мы не сажали картофель в последние годы, но в этом году сосед привёз семенной материал, дал нам и убедил, что лишним не будет, – рассказала волжанка Катерина Погодина. – Уже посадили, хранить нам есть где, так что, надеюсь, в этом году от магазинного «урожая» мы зависеть не будем».
Мнение
Профессор, д. э. н., автор ТГ-канала «Ваш карман & Тренд рынка» Игорь Бельских:
«Нас, наш рынок, спасают поставки картофеля из арабских стран (Египет), СНГ, Израиля, Ирана, даже Китая. За год завозят около 1 млн тонн. Там он дешевле раза в два, выгодно его к нам завозить, налоги на импорт снизили, квоты на завоз увеличили, всё делают у нас, чтобы оперативно цены сбить. Картофельная страна завозит картошку? Главное – искусственный интеллект и цифровизация. Может, с картошки надо начинать развитие, а не с нанотехнологий?»