Примерное время чтения: 8 минут
87

Точки роста. Эксперт о перспективах Волгограда как туристической Мекки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Нижнее Поволжье №40 05/10/2022
В Волгоградской области туристам доступны красоты семи природных парков.
В Волгоградской области туристам доступны красоты семи природных парков. Волгоградский Облкомприроды

Нынешний период политической и экономической турбулентности даёт немало шансов к развитию внутреннего туризма в российских регионах. Чем именно в такой ситуации может привлечь отечественных туристов Волгоградская область и областная столица? 

Об этом мы поговорили с общественным экспертом Агентства стратегических инициатив и директором Волгоградского института инновационных технологий Наталией Талисман. 

С кем вы, мастера гостеприимства? 

– Вы хорошо знакомы с опытом и практикой туризма во многих регионах – от Калининграда до Сибири. В каком направлении сегодня меняется сфера внутреннего туризма?

– На туризм приходится пока не более 4% ВВП страны, для многих регионов показатель ещё меньше, это очень мало. И это точка роста для бизнеса, для частно-государственного партнёрства. 

Плохо лишь одно: пока мы говорим о федеральных программах и проектах в данной сфере – всё замечательно, но когда они проецируются на уровень регионов – их на поверку оказывается некому реализовывать. 

На недавнем конкурсе «Мастера гостеприимства-2021» в Тюмени, где были участники из 40 регионов России, выяснился интересный момент – даже там, где есть региональные структуры, отвечающие за турсферу, в них почти нет экономистов, способных просчитать долгосрочные меры по развитию отрасли.

Между тем развитие турсферы региона зависит на 90% от администрации и 10% от «буйных», инициативных граждан. Никто не отменял и кадровую проблему. Острый кадровый дефицит в отрасли, по самым оптимистичным подсчётам, будет сохраняться ещё ближайшие 10-15 лет.

– А в нашем регионе с чем больше сложностей – с «буйными» или административным ресурсом?

– С предпринимателями, желающими заработать на туризме, всё не так уже плохо, с административно-ресурсным сопровождением – несколько сложнее.

Простой пример. Вот уже с десяток лет действует туристический информационный центр Волгограда. Но вот что странно – у сотрудников центра нет современных технологий работы с клиентами, нет готовых скриптов для типовых запросов туристов. Будет какая-нибудь, образно говоря, Марья Ивановна в настроении – всё подробно объяснит по экскурсиям, если нет – нагрубит или «посоветует» нечто невразумительное. В таком центре даже нормального размера сенсорного экрана нет, чтобы быстро помочь выбрать конкретный тур. 

– В каких ситуациях тот или иной турпроект считается выгодным?

– Отвечу примером. Не столь давно мне как предпринимателю предложили приобрести за 8 млн руб. в центре города-героя хостел площадью 160 кв. м. Мы посчитали. От его работы валовая выручка выйдет на уровне 450 тыс. в месяц. Если вычесть расходы, то доход получится на уровне 200 тыс. И это при полной загрузке, которая не является постоянной. Получается, за 8 млн рублей я куплю себе дорогие рабочие места, а не бизнес, и море проблем с надзорными органами и постояльцами.

Существует ещё один из сильных факторов, влияющих на организацию турпотока – ключевые или якорные мероприятия в регионе. Они должны быть понятны на 10 лет вперёд. В Волгоградском регионе все мероприятия уровня даже фестивалей  – стихийные за редким исключением. Они работают по принципу «дали из бюджета денег – организовали событие, не финансируют – нет события». Это не позволяет планировать не то что бизнесу, а потенциальным гостям отпуск, покупку билетов, заказ гостиниц и т. д.

– Вам как жителю Сибири какие бы местные бренды, турпродукты, предложения и проекты могли бы приглянуться, на которые бы хотелось бы потратить свой отпуск и личное время?

– Мой последний восторг – посещение в Волгограде творческой мастерской художника Георгия Матевосяна.

Я – предприниматель, и когда увидела его работы, у меня сразу родилась идея создать волгоградский сувенир, который точно бы никого из гостей города и региона не оставил равнодушным: палантины, его работы на шёлке, платках, обложки  ежедневников – у него такие особые, солнечные.

Из моих любимых мест в Волгограде – это родники, особенно на Горной Поляне, люблю посещать Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь под Ольховкой, люблю прогулку по улице Чуйкова и чай из магазина «Белые облака», всегда посещаю блошиный и колхозный рынок на «Мире», очень понравился арбузный мёд, а в местном аэропорту покупаю чехонь, которую омичи называют че́хонь.

Мне очень понравился недавний тур в Дубовку. С другой стороны, там столько мимо едет потенциальных туристов, а райцентр Дубовка ничего не делает для коммуникаций с ними. Я бы там организовала город-музей под открытым небом, уголок купеческой старинной Дубовки с аутентичными для дореволюционного городка на Волге лавками, ремёслами и т. п. Предварительно такой проект, разумеется, нужно хорошенько обсчитать экономически.

 

Фотозона на фоне бурёнки

– Каковы подводные камни в применении к нашей стране агротуризма, столь популярного сегодня в ряде стран Европы? 

– Агротуризм в нормальном понимании – это когда люди приезжают работать на сельском подворье – пасти коз, доить коров, косить сено и т. д. – и платят за это личные деньги.

В этом вопросе есть один законодательный казус. Если люди у тебя работают, они, согласно нормам Трудового кодекса, наёмные работники, но вовсе не туристы.

Это первое, второе – экопродукция повсюду стоит дорого. Одно яйцо в себестоимости на личных подворьях – 120 рэ десяток. И это без учёта стоимости труда, если честно кормить кормом без добавок. Большинство городских жителей говорит, что дорого, и покупает обычное магазинное промышленное яйцо. 

Поэтому агротуризм сейчас в российских условиях представлен в виде некой упрощённой пародии на него – как гостевой туризм в сельской местности. Горожане вроде и хотят погрузиться в сельскую атмосферу, но не работать, а гулять и просто дышать свежим воздухом. 

Запуск пляжей по расписанию 

– Почему Волгоград с десятками километров городских природных пляжей на Волге из года в год бьёт антирекорды по работающим официальным пляжам?

– Чтобы пляж гарантированно работал и на отдыхающих, и на бизнес, нужна чёткая схема  их запуска ежегодно в одно и то же время. Причём не в виде барьеров «согласуют – не согласуют» чиновники и контролирующие органы, а по отлаженной, обкатанной схеме «подал предприниматель заявку – получил добро». И всё это  без дополнительных затрат и проволочек. Планово отработал на пляже, скажем, с 15 июня по 1 сентября, заработав на этом сам и дав заработать присутствующим на территории пляжа субарендаторам. Как-либо иначе это не сработает. 

Самая большая проблема Волгограда даже не пляжи. В высокий турсезон мимо города-героя ежедневно проходят десятки тысяч авто с транзитными путешественниками к морю. Даже банальная ссылка на сайт путешествий по региону должна быть в каждой точке пребывания, в отелях, на всех автостанциях и вокзалах. Должен быть единый календарь событий на год. Ещё лично я бы сделала альбом фотозон Волгоградской области с точными геоданными. Бизнес, в том числе туризм, требует оцифровки, и не все понимают зачем, хотя и напрасно.

– Так в чём всё-таки наши региональные не проблемы, а точки роста? 

– У туризма в Волгограде – одни сплошные точки роста, но необходимо создавать условия для инвесторов. Это не только обустроенные территории и инфраструктура, прежде всего, условия поддержки развития проекта на территории. 

Развитие региона через большие мероприятия и форумы – отличная идея, но! Они должны быть правильно афишированы. Например, отклик на недавний региональный форум «Про бизнес» в цифрах – 6,5 тысяч участников, отличный, но там было море студентов. Может, они и будут предпринимателями, но потом. Самих предпринимателей было крайне мало. На следующий форум предпринимателей придёт ещё меньше. Или тогда надо афишировать такой форум по-иному, скажем,  как форум для желающих стать предпринимателями. 

Сильные стороны соседей Волгограда в плане внимания к туризму – слаженная работа админресурса. Волгоградский регион только начинает эту работу. Тут можно только пожелать слаженной работы на перспективу команды профессионалов.

Досье
Наталия Талисман. Директор Волгоградского института инновационных технологий, исполнительный директор фонда «Мы вместе», неоднократный победитель грантовых конкурсов в сфере туризма. Родилась в 1972 году в Ростовской области. Обу­чалась в ВолГУ на педагога-историка. Имеет два дополнительных высших образования в сфере организации предпринимательства, свыше 25 лет опыта в сфере малого бизнеса. Более 10 лет назад перебралась из Волгограда в Омск. Замужем, воспитала сына.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах