Нынешний период политической и экономической турбулентности даёт немало шансов к развитию внутреннего туризма в российских регионах. Чем именно в такой ситуации может привлечь отечественных туристов Волгоградская область и областная столица?
Об этом мы поговорили с общественным экспертом Агентства стратегических инициатив и директором Волгоградского института инновационных технологий Наталией Талисман.
С кем вы, мастера гостеприимства?
– Вы хорошо знакомы с опытом и практикой туризма во многих регионах – от Калининграда до Сибири. В каком направлении сегодня меняется сфера внутреннего туризма?
– На туризм приходится пока не более 4% ВВП страны, для многих регионов показатель ещё меньше, это очень мало. И это точка роста для бизнеса, для частно-государственного партнёрства.
Плохо лишь одно: пока мы говорим о федеральных программах и проектах в данной сфере – всё замечательно, но когда они проецируются на уровень регионов – их на поверку оказывается некому реализовывать.
На недавнем конкурсе «Мастера гостеприимства-2021» в Тюмени, где были участники из 40 регионов России, выяснился интересный момент – даже там, где есть региональные структуры, отвечающие за турсферу, в них почти нет экономистов, способных просчитать долгосрочные меры по развитию отрасли.
Между тем развитие турсферы региона зависит на 90% от администрации и 10% от «буйных», инициативных граждан. Никто не отменял и кадровую проблему. Острый кадровый дефицит в отрасли, по самым оптимистичным подсчётам, будет сохраняться ещё ближайшие 10-15 лет.
– А в нашем регионе с чем больше сложностей – с «буйными» или административным ресурсом?
– С предпринимателями, желающими заработать на туризме, всё не так уже плохо, с административно-ресурсным сопровождением – несколько сложнее.
Простой пример. Вот уже с десяток лет действует туристический информационный центр Волгограда. Но вот что странно – у сотрудников центра нет современных технологий работы с клиентами, нет готовых скриптов для типовых запросов туристов. Будет какая-нибудь, образно говоря, Марья Ивановна в настроении – всё подробно объяснит по экскурсиям, если нет – нагрубит или «посоветует» нечто невразумительное. В таком центре даже нормального размера сенсорного экрана нет, чтобы быстро помочь выбрать конкретный тур.
– В каких ситуациях тот или иной турпроект считается выгодным?
– Отвечу примером. Не столь давно мне как предпринимателю предложили приобрести за 8 млн руб. в центре города-героя хостел площадью 160 кв. м. Мы посчитали. От его работы валовая выручка выйдет на уровне 450 тыс. в месяц. Если вычесть расходы, то доход получится на уровне 200 тыс. И это при полной загрузке, которая не является постоянной. Получается, за 8 млн рублей я куплю себе дорогие рабочие места, а не бизнес, и море проблем с надзорными органами и постояльцами.
Существует ещё один из сильных факторов, влияющих на организацию турпотока – ключевые или якорные мероприятия в регионе. Они должны быть понятны на 10 лет вперёд. В Волгоградском регионе все мероприятия уровня даже фестивалей – стихийные за редким исключением. Они работают по принципу «дали из бюджета денег – организовали событие, не финансируют – нет события». Это не позволяет планировать не то что бизнесу, а потенциальным гостям отпуск, покупку билетов, заказ гостиниц и т. д.
– Вам как жителю Сибири какие бы местные бренды, турпродукты, предложения и проекты могли бы приглянуться, на которые бы хотелось бы потратить свой отпуск и личное время?
– Мой последний восторг – посещение в Волгограде творческой мастерской художника Георгия Матевосяна.
Я – предприниматель, и когда увидела его работы, у меня сразу родилась идея создать волгоградский сувенир, который точно бы никого из гостей города и региона не оставил равнодушным: палантины, его работы на шёлке, платках, обложки ежедневников – у него такие особые, солнечные.
Из моих любимых мест в Волгограде – это родники, особенно на Горной Поляне, люблю посещать Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь под Ольховкой, люблю прогулку по улице Чуйкова и чай из магазина «Белые облака», всегда посещаю блошиный и колхозный рынок на «Мире», очень понравился арбузный мёд, а в местном аэропорту покупаю чехонь, которую омичи называют че́хонь.
Мне очень понравился недавний тур в Дубовку. С другой стороны, там столько мимо едет потенциальных туристов, а райцентр Дубовка ничего не делает для коммуникаций с ними. Я бы там организовала город-музей под открытым небом, уголок купеческой старинной Дубовки с аутентичными для дореволюционного городка на Волге лавками, ремёслами и т. п. Предварительно такой проект, разумеется, нужно хорошенько обсчитать экономически.
Фотозона на фоне бурёнки
– Каковы подводные камни в применении к нашей стране агротуризма, столь популярного сегодня в ряде стран Европы?
– Агротуризм в нормальном понимании – это когда люди приезжают работать на сельском подворье – пасти коз, доить коров, косить сено и т. д. – и платят за это личные деньги.
В этом вопросе есть один законодательный казус. Если люди у тебя работают, они, согласно нормам Трудового кодекса, наёмные работники, но вовсе не туристы.
Это первое, второе – экопродукция повсюду стоит дорого. Одно яйцо в себестоимости на личных подворьях – 120 рэ десяток. И это без учёта стоимости труда, если честно кормить кормом без добавок. Большинство городских жителей говорит, что дорого, и покупает обычное магазинное промышленное яйцо.
Поэтому агротуризм сейчас в российских условиях представлен в виде некой упрощённой пародии на него – как гостевой туризм в сельской местности. Горожане вроде и хотят погрузиться в сельскую атмосферу, но не работать, а гулять и просто дышать свежим воздухом.
Запуск пляжей по расписанию
– Почему Волгоград с десятками километров городских природных пляжей на Волге из года в год бьёт антирекорды по работающим официальным пляжам?
– Чтобы пляж гарантированно работал и на отдыхающих, и на бизнес, нужна чёткая схема их запуска ежегодно в одно и то же время. Причём не в виде барьеров «согласуют – не согласуют» чиновники и контролирующие органы, а по отлаженной, обкатанной схеме «подал предприниматель заявку – получил добро». И всё это без дополнительных затрат и проволочек. Планово отработал на пляже, скажем, с 15 июня по 1 сентября, заработав на этом сам и дав заработать присутствующим на территории пляжа субарендаторам. Как-либо иначе это не сработает.
Самая большая проблема Волгограда даже не пляжи. В высокий турсезон мимо города-героя ежедневно проходят десятки тысяч авто с транзитными путешественниками к морю. Даже банальная ссылка на сайт путешествий по региону должна быть в каждой точке пребывания, в отелях, на всех автостанциях и вокзалах. Должен быть единый календарь событий на год. Ещё лично я бы сделала альбом фотозон Волгоградской области с точными геоданными. Бизнес, в том числе туризм, требует оцифровки, и не все понимают зачем, хотя и напрасно.
– Так в чём всё-таки наши региональные не проблемы, а точки роста?
– У туризма в Волгограде – одни сплошные точки роста, но необходимо создавать условия для инвесторов. Это не только обустроенные территории и инфраструктура, прежде всего, условия поддержки развития проекта на территории.
Развитие региона через большие мероприятия и форумы – отличная идея, но! Они должны быть правильно афишированы. Например, отклик на недавний региональный форум «Про бизнес» в цифрах – 6,5 тысяч участников, отличный, но там было море студентов. Может, они и будут предпринимателями, но потом. Самих предпринимателей было крайне мало. На следующий форум предпринимателей придёт ещё меньше. Или тогда надо афишировать такой форум по-иному, скажем, как форум для желающих стать предпринимателями.
Сильные стороны соседей Волгограда в плане внимания к туризму – слаженная работа админресурса. Волгоградский регион только начинает эту работу. Тут можно только пожелать слаженной работы на перспективу команды профессионалов.