Как сельхозавиация может вывести сельское хозяйство России на новые высоты и что необходимо предпринять для дальнейшего развития отрасли?
Этот вопрос стал главным для обсуждения на круглом столе, который прошёл 27 октября в рамках масштабного форума «ВолгоградАГРО-2022».
Как всё начиналось…
На круглом столе авиаторы обсудили с аграриями, представителями науки, законодательных органов власти состояние и перспективы развития сельскохозяйственной авиации в России.
Прежде немного истории. Летом 1922 года на столичном Ходынском аэродроме были проведены первые опытные полёты по опрыскиванию растений с самолётов химикатами для уничтожения вредителей и болезней растений. Эти полёты положили начало развитию отрасли сельхозавиации.
С тех времён использование авиации в интересах АПК увеличивалось и стало мощным инструментом аграриев в борьбе за урожай.
– В нашем регионе сверхлёгкая авиация получила мощный импульс к развитию в 2000-
2001 гг., благодаря сплочённым усилиям энтузиастов, – говорит гендиректор компании ООО «НТК» Сергей Генералов. – Среди них были и опытные авиаторы, и талантливые инженеры-конструкторы, такие как Михаил Никитин, Александр Кабаков, Валерий Чернокрылов, Владимир Шведов, Владимир Лыгин из знаменитого ЦКБ «Титан» ПО «Баррикады». Значительную поддержку в нашем становлении оказала тогда ассоциация правоохранительных органов и администрация Волгоградской области в лице вице-губернатора Владимира Кабанова, руководителя комитета по развитию предпринимательства Владимира Демидова. Но приходилось развиваться не благодаря, а вопреки: существовали, да и поныне существуют, административные препоны. Эти искусственные барьеры старательно и намеренно игнорируют высокую значимость сверхлёгких машин в АПК, препятствуют развитию потенциала нашей отрасли.
– Цифры говорят сами за себя, – солидарен руководитель компании «Новатор» Сергей Лыгин. – Некогда традиционные в нашей отрасли самолёты типа Ан-2 (основа сельхозавиации времён СССР. – Авт.) в текущем году сделали не более 735 вылетов. Очевидно, что в дальнейшем роль этих морально и технически устаревших машин при обеспечении качественного урожая будет неуклонно снижаться.
…И как выйти на новые рубежи
У сверхлёгкой авиации, несмотря на её безусловную эффективность на полях, остаётся немало проблем, среди которых – массовая подготовка новых кадров. Долгие годы костяк авиаотрядов составляют военные лётчики запаса, много среди сельхозавиаторов и мастеров авиаспорта. Но из-за бурного развития отрасль всё острее требует кадрового пополнения. А вот с этим по ряду объективных причин пока сложновато.
– Мы готовы стать полноправным учебным центром для подготовки пилотов сельхозавиации, – говорит директор авиационного учебного центра «Кача» (Средняя Ахтуба) Андрей Волошин. – В декабре мы подготовим проект, а в феврале начнём возведение в нашем учебном центре бетонной взлётно-посадочной полосы, повысив тем самым его статус и степень безопасности. При согласовании всех нормативных документов сможем готовить лётчиков как по базовой программе, так и по ускоренной программе, в том числе по заочной системе.
В итоговых материалах круглого стола отмечено, что для придания отрасли ещё большей динамики в регионе очень важно разработать и принять целевую программу развития сверхлёгкой авиации в период до 2025 г. и далее.
27 октября 2022 г. в рамках круглого стола наиболее отличившиеся пилоты, обработавшие с воздуха десятки тысяч гектаров, были отмечены благодарностями заместителя Волгоградской областной думы Д. В. Калашникова и почётными грамотами заместителя президента Объединенной федерации сверхлегкой авиации А. Б. Кобызева.
Среди отмеченных по случаю столетнего юбилея отрасли авиаторов – Алексей Федотов, Сергей Белякин, Владимир Дзибура, Константин Друхольский, Леонид Калмыков, Сергей Кравченко, Александр Седов, Виктор Трофимов, Артур Хачатурян, Павел Заварзин.
С такими специалистами, асами своего дела отрасль ждёт завидное будущее. Дело теперь и за достойной молодой сменой.