В минувшие выходные на Центральном рынке Волгограда был праздник – открывали большой магазин на месте бывшего «Супермана». Однако не у всех жителей было праздничное настроение...
Цена вопроса – почти три миллиона
Напомним: продовольственный супермаркет объявил о закрытии ещё в начале года, но окончательно захлопнул двери лишь в двадцатых числах мая.
Желающих занять площади долго не могли найти, и это было удивительно. Понятно, что времена не самые простые, но всё же центр города и целых 4000 кв. м торговой площади. Но, возможно, потенциальных арендаторов отпугивала цена вопроса – за аренду в месяц надо было выложить 2,8 млн руб.
В итоге ни одна из сетевых компаний так и не зашла на место бывшего супермагазина. Однако площади всё же сдали: в минувшие выходные здесь открыли магазин одежды, обуви, трикотажа, аксессуаров. Магазин, вопреки престижному расположению, бюджетный: торговать намерены товарами из Узбекистана, Кыргызстана, Китая.
Договор аренды был заключён с предпринимателем из Чечни Шамилем Абаевым. Он стал единственным участником аукциона, который был признан состоявшимся.
Вместо рынка – толкучка?
Однако такое изменение формата магазина радует не всех.
– Это парадокс, но в центре города теперь нет ни одного большого продовольственного магазина, – говорит волгоградка Алла Николаевна, которая много лет проработала в органах управления торговлей. – Я живу на Советской, ближайший сетевой магазин у меня в 20 минутах ходьбы, и это не близко, если идти с сумками. Да и ни в какое сравнение эти магазины не идут с «Суперманом», где был большой выбор и ассортимент. Всё-таки в центре хотя бы один хороший продовольственный супермаркет должен быть, здесь большие потоки людей, туристов, масса праздников и т. д.
В недоумении жители и от того, что Центральный рынок, призванный обеспечивать свежей едой, превращается в барахолку.
– Пусть на меня не обижаются, но рынок превратили в какую-то танцплощадку, – говорит ещё одна местная жительница Ольга Прокопьева. – Я не против, что здесь кафе и музыка, вижу, молодёжь сюда приходит, кто-то просто на свидания, другие на какие-то мероприятия, или в кафе посидеть. Но таких кафе в центре десятки! Для прогулок тоже места хватает на Набережной. Но нет ни единого места, где можно купить свежий фермерский творог, сыр, мясо, колбасы, овощи, фрукты. Да, кое-что на рынке из продуктов продают, но как это можно сравнить с прежним ассортиментом? Стоят одни перекупщики, да и тех раз-два и обчёлся.
Уместно вспомнить, что после объявления «Супермана» об уходе предложение вернуть на прежние площади торговые ряды и продавать здесь фермерскую продукцию звучали не раз.
– Мы обращались в профильный комитет по сельскому хозяйству с идеей открыть торговые фермерские ряды в Волгограде, – рассказал руководитель КФХ (фамилию просил не указывать). – У нас есть и своё производство, и переработка, и мы хотели бы наладить торговлю в городе. Однако с учётом цен на аренду площадей торговать натуральной продукцией получается не выгодно. Если бы производителей поддержали, на том же Центральном рынке многие бы открыли свои точки и работали напрямую, без посредников. А горожане получали бы продукцию на самом деле первой свежести.
Однако это, повторим, были инициативы горожан и самих фермеров, мэрия таких намерений не озвучивала. Это понятно: куда проще иметь дело с одним арендатором, который оплатит всю площадь, чем с десятками, если не сотнями тех, кто будет платить за своё небольшое место.
– На мой взгляд, магазин одежды – это откат назад в 90-е, когда лучшие места в городе шли под барахолку, – считает житель Центрального района Олег Михайлов. – Как-то даже неудобно перед гостями Волгограда: все просят отвести их на рынок, чтобы купить местных продуктов, овощей, рыбы. А вести их и некуда…
Комментарий. Председатель Центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко: «Горожанам действительно не хватает свежей фермерской продукции, а фермерам – рынка сбыта. Кстати, к нам приезжал представитель федерального Агентства стратегических инициатив и предлагал такой формат: выделить внутри сетевых магазинов специальную площадь для продукции местных сельхозпроизводителей. Но магазины в этом особо не заинтересованы, а сами производители действуют очень разрозненно, потому проект остался нереализованным.
Такая же ситуация и в случае с Центральным рынком: чтобы забрать себе площади под торговлю, предприниматели должны были организоваться и выступить единой силой. Тем более что в области развивается кооперативное фермерское движение. Нужна была и нацеленность на проект такого рода со стороны органов исполнительной власти, стоило пообщаться с предпринимательским сообществом на эту тему. Словом, нужно было встречное движение и взаимное желание. Очень жаль, что этого не случилось».