Примерное время чтения: 8 минут
235

Найти 10 отличий. 5 лет в Волгограде работают мобильные группы таможни

Непосвященному в детали обывателю таможня представляется эдаким монолитным единым центром на границе, который призван стать серьезным заслоном проникновению в страну незаконных товаров: санкционных ли, контрафакта. Но пять лет назад таможенные органы Российской Федерации пополнились еще одним важным подразделением — мобильными группами специалистов. Им было предоставлено право проверять грузовики на федеральных трассах приграничных территорий и зарубежный товар внутри рынка. Две такие группы работают в Астраханской таможне, которая объединяет в своем составе еще и Волгоградскую область с Калмыкией.

Искусные подделки — все равно подделки

Самая протяженная граница у России — с Казахстаном. Граничит с этим соседом и Волгоградский регион. И хотя ближайший к границе на этом участке город Казахстана расположен в 300 километрах от разделительной черты, работы у волгоградских таможенников предостаточно. И основная нагрузка ложится как раз на инспекторов мобильной группы, которые встречают и проверяют многотонные фуры непосредственно на федеральных трассах.

Фото: АиФ

Если с западной стороны России таможенникам приходится сталкиваться с санкционными сельхозпродукцией и пищевкой, поступающими из Европы и через Белоруссию, то на границе с Казахстаном другая специфика. За этой страной идет Китай, где немало подделок. И таких на первый взгляд искусных, что не специалисту и не отличить.

Как рассказал Александр Латышев, начальник отдела ОКВОТ № 2 Астраханской таможни, дислоцированного в Волгоградском регионе, для проведения более тщательной проверки подозрительные товары доставляются в специально оборудованный склад-ангар в зоне таможенного контроля. С помощью баз федеральной таможенной службы выясняются данные декларирования товаров на территории ЕАЭС и РФ.

После проведения таможенного контроля, если все окажется в порядке, задержанное будет возвращено владельцу. Но так бывает редко, опытным наметанным взглядом специалист не просто так отправляет товар на дополнительное уточнение. Как правило, нарушения имеются, приходится возбуждать административные дела, передавать их в правоохранительный блок, а затем и в суд.

Шоколадные яйца, которые не будут съедены

Все страны-участники евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) с момента вступления в организацию автоматически входят еще и в общий таможенный союз. В настоящий момент в ТС ЕАЭС пять стран — Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Все они с января 2015 года применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

И если товары оформлены, например, в Белоруссии или в Казахстане, и на них стоит специальный товарный знак ЕАЭС, то они законны и безопасны. Но таможенный союз ЕАЭС еще очень молод. И хотя развивался и развивается достаточно быстро, многие механизмы еще не притерлись. Мобильные группы российской таможни и создавались как раз для дополнительного контроля над товарами, которые попадают на территорию таможенного союза из третьих стран. По сути эти передвижные подразделения специалистов, наделенные правом проверять грузовики более 3,5 тонн не только на прилегающих к границам федеральных трассах, но и внутри рынка.

Как рассказал один из специалистов мобильной группы таможни в Волгограде, сюда он пришел из подразделения, где ранее ему приходилось работать с таможенным документооборотом. Признается, что этот опыт теперь очень помог ориентироваться при проверке в бумагах, которые всегда сопровождают тот или иной груз. А что еще важнее — видеть ошибки, а, тем более, заведомые нестыковки, которыми грешат те, кто провозит незаконный товар.

Вот и в день нашего визита в складском ангаре таможенной зоны в Волгограде находились и батарейки, и бытовая техника, и постельное белье. Здесь же стройными рядами стояли холодильники и стиральные машины.

Разгрузили и целую фуру с популярными у детворы шоколадными яйцами и конфетами. Дилетантский взгляд вряд ли мог бы найти отличия от оригинального товара. И, тем не менее, эти яйца никогда не будут съедены. Контрабанда без документов была задержана на въезде в Волгоградский регион.

Все было искусно спрятано среди металлических сит и другой кухонной утвари. Так что при остановке на трассе не так то просто оказалось определить наличие «лишнего товара». Когда же решение о выгрузке товара все-таки было принято, нашлись 6 палет с батарейками и продукты для детей. Все это не прошло сертификацию на территории РФ. Безопасность находки не подтверждена. Собственно, вопрос изначально и возник из-за неправильного оформления документов и отсутствия таможенных деклараций. Не совсем понятен оказался и получатель товара.

Детские игрушки — не игрушка

В помощь таможенникам мобильных групп — технические средства таможенного контроля, в том числе, автомобили оснащенные спецсигналами. Есть современные средства связи, компьютерная техника. Программное обеспечение позволяет в режиме реального времени проверить, действительно ли товар оформлен.

Фото: АиФ

По законодательству мобильным группам предоставлен широкий спектр полномочий. В него входит самостоятельная остановка транспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Причем, останавливать разрешено как иностранный транспорт, так и тот, который не осуществляет международные перевозки. Конечно, что-то «проскакивает». Но для устранения этого пробела у мобильных групп есть также право проверять товары уже внутри рынка.

Всего за пять лет существования мобильных групп только на волгоградских дорогах остановлено свыше 400 тысяч транспортных средств перевозивших более 4 миллионов тонн товаров. На внутреннем рынке проведено свыше тысячи осмотров Выявлено более 500 тысяч единиц незадекларированных товаров. Контрафакта оказалось еще больше — более миллиона единиц. Если прибавить сюда еще и более 38 тонн санкционных товаров, более 300 тысяч единиц безакцизной табачной продукции, то работы проведено немало.

В прошлом году, например, было остановлено транспортное средство, которое перемещало более 20 тонн детских игрушек без документов. Все это, сделанное непонятно из каких материалов и по кустарным технологиям благодаря бдительности таможенников не попало в руки детям.

Когда риск — не благородное дело

Таможенники работают в тесном контакте с ГИБДД, если водитель не подчиняется сигналу инспектора мобильной таможенной службы и пытается проехать, о нарушителе с помощью спецсредств сообщают на ближайший пост.

Фото: АиФ

Но такое происходит сейчас крайне редко. В условиях санкций страна живет уже 8 лет. Когда мобильные группы в 2015 году только создавались, санкционных товаров встречалось гораздо больше. Сейчас действия специалистов все чаще носят профилактический характер, а с ввозом санкционки рискуют все реже. Сказывается, в том числе, и бдительность специалистов, регулярность рейдов мобильных групп.

Таможенные мобильные группы созданы 15 мая 2018 года. И спустя пять лет своего существования они — заслон не только для санкционных товаров. Задача этих групп, работающих непосредственно на трассах, еще и пресечение ввоза контрофакта, товаров, попавших в РФ с нарушением законодательства. Так что контрафакт и санкционка не пройдут.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах