Примерное время чтения: 6 минут
367

На 10 лет вперед. Эксперты делятся мнением о программе развития Волгограда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Нижнее Поволжье №6 07/02/2024
Вот так в будущем может выглядеть территория в пойме реки Царицы.
Вот так в будущем может выглядеть территория в пойме реки Царицы. центр компетенций "ВЯЗ"

Общественники, политики, учёные, обычные горожане в эти дни активно обсуждают утверждённый гордумой план развития Волгограда до 2034 г. Чего в десятилетке предстоящего развития больше – благих пожеланий или реалистичных и выполнимых пунктов? Разбираемся вместе с экспертами. 

Здесь будет город-сад

В планы на ближайшие десять лет, которые представил 30 января на расширенном заседании гордумы глава города Владимир Марченко, вошли 650 мероприятий с общим финансированием порядка 1,4 трлн руб. Они объединены по восьми направлениям, среди которых промышленный и экономический центр юга России, транспортно-логистический центр, город инноваций, технологий и новой экономики, международный образовательный центр, город возможностей для самореализации молодёжи, город с современной системой здравоохранения,  город, комфортный для жизни, и международный туристический центр.

Среди главных задач власти указали освоение поймы р. Царицы и островов Голодный и Сарпинский, возведение мостов и новых магистралей. Не забыли о новых школах и детсадах, спортивных и соцобъектах, парках. А в пойме Царицы намерены создать технопарк по образцу «Сколково», а также IT-центры. 

Помимо крупных объектов дорожной инфраструктуры, программа предусматривает строительство транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Некоторые из них уже возводятся, например, распределительный центр Wildberries, «Солнечный». В перспективе возведут ТЛЦ «Сбербанк Логистика», «Максима Горького», в полной мере заработает сельскохозяйственный грузовой порт Татьянка в Красноармейском районе.

В сфере жилищного строительства планируют полностью запретить точечную застройку. 

«Дома строились где угодно, как угодно, без инфраструктуры, без транспортной доступности, без социальной инфраструктуры, – отметил глава региона Андрей Бочаров. – На картинках было нарисовано, когда людям продавали жильё, что оно строилось с инфраструктурой, но в градостроительных планах ничего этого не было! В итоге мы получили проблемы, которые решали семь лет. В исторической части города следует очень аккуратно подходить к застройке, работать с архитектурным сообществом, которое должно давать возможность и разрешать, где именно строить».

Планы или пожелания? 

В соцсетях принятый документ многие горожане приняли довольно сдержанно.

«Понятно, что в этом году выборы, и людей надо как-то настроить и вдохновить, – пишет жительница Волжского Ксения Измайлова. – Но чтобы город развивался, нужны в первую очередь люди с хорошими идеями, готовые работать и вести за собой. А люди, к сожалению, продолжают массово покидать регион, причём уезжают лучшие и самые перспективные». 

«Помню, ещё лет 20 назад, при тогдашнем мэре Евгении Ищенко в городе принимали  программы на десятилетия вперёд, – напоминает Мария Тимохина. – Причём примерно с той же риторикой: «центр агломерации», «культурная, научная столица Поволжья» и т. п. И где теперь эти планы?» 

«То, что имеем сейчас в виде утверждённого плана развития города до 2034 г. – это не столько стратегия, сколько намерения и пожелания, – считает депутат областной думы Александр Осипов. – Блоки подобных стратегий (вроде развития метротрама, достройки обходной магистрали) кочуют из одного подобного документа в другой начиная с начала нулевых годов, но ведь ещё нужны и механизмы реализации. 

Или возьмём блок промышленного развития. Заявленные в нём 300 млрд руб. инвестиций в экономику города – это, по сути, переписанные, скопированные инвестпроекты присутствующих на территории Волгограда крупных промышленных компаний, которые реализовались бы в любом случае, при любой власти. А если вникнуть чуть глубже, речь идёт всего лишь о модернизации двух-трёх локальных действующих производств и плюс вероятном появлении на площадке бывшего «Химпрома» скромного по масштабам узконаправленного производства. 

Вопросы вызывает идея возвести межуниверситетский кампус в Тракторозаводском районе – в максимальной удалённости от вузов города. Вопросов много, но главный – ни региональный, ни городской бюджет Волгограда на данный момент не бюджеты развития. Их хватает в основном на выполнение социальных обязательств, а то, что вкладывается в последние годы в город – это или какие-либо фрагментарные и медленные шаги, или ресурсы федеральных программ, точечные федеральные трансферты, но на общую картину состояния города они мало влияют». 

Изменить восприятие

Некоторые эксперты и общественники относятся к принятой стратегии более оптимистично. 

«Особенность программы не только в масштабности проектов, но и в их новизне, – убеждён член региональной общественной палаты Вяче­слав Черепахин. – На стадии обсуждения программы было проведено свыше 20 различных встреч, по итогам которых в программу было внесено более 40 значимых поправок. Всё это говорит о том, что программа является народной».

«Считаю очень важными в программе проекты развития Сарпинского острова, строительства волгоградского «Сколково» в пойме Царицы, возведение межвузовского кампуса в Тракторозаводском районе, а также завершение создания транспортно-логистического хаба, – отмечает сопредседатель регионального штаба Народного фронта Антон Лукаш. – Это те проекты, что уже проработаны экспертным сообществом и властью, защищены на федеральном уровне, привлекают внимание инвесторов. По масштабности, новизне стоящих задач, повышению привлекательности Волгограда и значимости для России  это будет сродни возведению в советское время комплекса на Мамаевом кургане, который изменил восприятие города в глазах миллионов, стал точкой притяжения для всей страны и мира».

Некоторые направления программы до 2034 г.

  • 100% обновление парка общественного транспорта;
  • модернизация городского речного транспорта;
  • создание образовательного оздоровительного молодёжного центра «Артек на Волге»;
  • создание сети спортивных объектов для молодёжи, развитие новых видов спорта: пиклбол, петанк;
  • строительство 30 новых объектов здравоохранения;
  • строительство 11 общеобразовательных учреждений и 20 дошкольных учреждений.

Кстати
В ближайшие годы власти Волгограда планируют вернуть на улицы торгово-остановочные павильоны, в том числе для реализации на остановках прессы или продуктов первой необходимости. Такие объекты с допустимой площадью до 30 кв. м будут представлять собой киоски, павильоны, конструктивно объединённые с остановками общественного транспорта. Новые объекты будут проектироваться и устанавливаться с тем прицелом, чтобы создавать максимальные удобства одновременно и покупателям, и ожидающим необходимый транспорт на остановке пассажирам.

Мнение власти

Председатель комитета облдумы по ЖКХ, жилищной политике и строительству Валентина Гречина

– Отмечу детальную проработку документа. Если речь идёт о строительстве новых крупных жилых микрорайонов, то параллельно сразу же говорится об обновлении инфраструктуры, включая развитие транспортной системы. 

Главное, что проходит красной нитью через всю программу – это создание комфортных условий для жизни волгоградцев. Не сомневаюсь, что программа будет реализована, потому что уже сегодня многие её мероприятия вошли в региональные и федеральные программы, есть целый ряд заключенных инвестсоглашений.

Глас народа

Житель Волгограда Валерий Поляничкин:

– В своё время я работал руководителем региональной транспортной инспекции,  поэтому на перспективы развития города смотрю в ракурсе эксперта по транспорту. 

Глобальный план развития городских магистралей, той же Нулевой Продольной существовал ещё в 90-е годы.  Слабым его местом тогда была не совсем качественная проработка проектов, несостыковка различных документов, из-за чего проекты затягивались на многие годы. Скажем, проект дорожного обхода города принимался ещё лет 15 назад, но затем документы пришлось переделывать, поскольку по участкам будущей трассы началось жилищное строительство. 

Ещё одна проблема – качество контроля за строительством капитальных объектов, дорог, а также контроль за использованием финансовых ресурсов. Эта система, по моим ощущениям, в последние годы деградировала, что внушает тревогу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах