В субботу 30 июля на стадионе «Волгоград Арена» было весело, вкусно и шумно. Здесь гремела сельхозярмарка, где продукцию представляли фермерские хозяйства и ЛПХ Волгоградской области. Ассортимент был такой, что глаза разбегались.
Вопрос только в том, что всё это великолепие по большей части до потребителя не доходит. Почему? «АиФ»-НП» выслушал разные мнения.
Замкнутый круг
То, что потенциал у фермерского сообщества Волгоградской области большой, сомнений нет. Агрофорум это только лишний раз подтвердил. В нашем непростом климате труженики земли научились выращивать почти всё: так, успешный фермер Александр Мурасов из Новониколаевского района возделывает даже экзотические артишоки и разводит капризных осетров.
Участники выставки щедро угощали на дегустации своей продукцией.
– Мы пробовали – очень вкусно, – поделилась впечатлениями гостья агрофорума из Волжского Оксана Нецветова. – Спрашиваем: а где можно купить? Отвечают: приезжайте к нам в район! И смеются. Все понимают, что проехать 100-200 километров для того, чтобы купить колбасу или копчёную рыбу – это нереально. Я с удивлением в Москве находила массу волгоградских продуктов, в Сочи, в Крыму. А на месте не купить!
Действительно, много лет идут дебаты о том, что городу необходимо открыть павильоны фермерской продукции, где можно было бы приобрести местную продукцию по доступным ценам. Пока реально это удалось осуществить только крупному тепличному хозяйству «Заря», торгующему свежими огурцами и помидорами. Но это мощное хозяйство. А как быть фермерам средним, не говоря уже о мелких?
– Мы открывали магазины и в Волжском, и в Волгограде, – рассказал нам руководитель крупного КФХ на условиях анонимности. – Мясная продукция у нас своя, натуральная. Но дело в том, что цена кг варёной колбасы или сосисок получается в районе 400 руб., это минимум. Продавать колбасу по 250 руб. из сои, жил и обрези мы не будем, для чего тогда держать фермерское хозяйство? В итоге, с учётом заоблачных цен на аренду торговых площадей, мы были вынуждены закрыть свои отделы и магазины. А что касается специальных фермерских магазинов с льготной арендой, то с этой идеей мы обращались в облкомсельхоз. Нам сказали: «Да, идея отличная, но её надо обдумать и провести ряд совещаний». И на этом пока всё. А мы, не имея стабильного сбыта, не можем расширять производство. Замкнутый круг получается.
Дошло до угроз
Попытки некоторых других сельхозпроизводителей открыть свои магазины в столице области привели к частичному успеху: так, из нескольких торговых точек фермера Сергея Дупака из Котельниковского района «в живых» осталось только две, обе – в отдалённых районах города. А павильон в микрорайоне Тулака в одном из наиболее многолюдных и востребованных районов города пришлось закрыть, также из-за стоимости аренды площадей.
Не устояло под натиском времени и фермерское кафе в здании облкомсельхоза на ул. Коммунистической: стоимость аренды свела на нет хорошую задумку.
А фермер Александр Гаврилов, о котором «АиФ»-НП» уже писал неоднократно, и вовсе столкнулся с угрозами со стороны перекупщиков. Он открыл точку по продаже овощей и фруктов в Краснооктябрьском районе. Торговал по доступным ценам – и сам оставался не внакладе, и люди не могли нарадоваться.
А вот соседям-«перекупам», которые ломили заоблачные цены за те же овощи-фрукты, приходилось нести убытки. В итоге фермеру пообещали сжечь павильон, причём районные власти делали всё возможное, чтобы выжить Гаврилова из рядов предпринимателей. Возможно, если бы не резонанс в СМИ – а дело Гаврилова получило широкую огласку, – торговли у него давно бы не было.
– Я прошёл целую череду судов и многочисленных экспертиз и в очередной раз доказал свою правоту, – говорит стойкий фермер, – но желания работать в таких условиях становится всё меньше и меньше. По странному стечению обстоятельств практически всеми городскими рынками владеет определённая группа лиц. Ей просто невыгодно пускать на эту территорию местных сельхозпроизводителей с их доступными ценами.
Выход есть?
Какой же выход находят производители? Многие спасаются долгосрочными контрактами с крупными оптовыми покупателями. Так, овощеводы из Светлоярского района почти полностью продают свои огурцы, помидоры, морковь и лук консервным заводам. Волгоградские овощи опять же уходят целыми фурами на Москву и в северные регионы.
Крайне трудно пробиться на рынок и владельцам ЛПХ, выращивающим животных на мясо. Даже имея все необходимые справки на руках, получить место на рынке и возможность продать мясо по своей цене весьма проблематично. Поэтому большинство вынуждено отдавать качественную продукцию перекупщикам за низкую цену.
– Я считаю, что работать с «перекупами» – не уважать свой труд, – считает животновод из Быковского района Дилмурат Джабиров. – Если заниматься производством, то необходимо создавать полный цикл, включая собственную переработку и реализацию. С мясом тем более: нет смысла выращивать КРС, не имея собственного магазина. Мы сейчас заняты открытием собственной бойни, есть определённые трудности с земельным участком, но надеюсь, что вскоре она заработает. Забивать скот буду сам – только так можно ручаться за качество мяса. Следом будем открывать магазины, планируем охватить Волгоград и Волжский.
С молоком ситуация немного иная – большинство сдаёт его заготовителям. Но есть примеры, когда фермеры успешно заняли место на городском рынке – так, на ярмарке «Восток» который год торгует молоком и молочной продукцией фермерское хозяйство из Городищенского района.
Свои постоянные покупатели есть у КФХ из села Заплавного Ленинского района.
– Мы давно торгуем, продаём молочную продукцию и целую линейку сыров, – рассказали представители КФХ из села Заплавного Ленинского района. – У нас торговая точка на ярмарке «Восток» и на ул. Елецкой. Сыр изготавливаем из своего молока, за качество ручаемся.
Справедливости ради отметим, что свет в конце тоннеля в вопросе снабжения города фермерской продукцией просматривается. Открывается всё больше сезонных ярмарок, куда можно приехать и продавать выращенное. Кроме того, усилия областных властей сейчас касаются господдержки кооперативов.
Рождённые в СССР хорошо помнят, как в каждом городском квартале имелся магазинчик потребкооперации со свежими сельскими продуктами. Да, цены там были высокие, но и продукты совсем другие. А снабжали это торговые точки как раз сельские кооперативы, куда производители сдавали мясо, сыры, овощи, фрукты. И вот эта смычка между городом и деревней работала.
Удастся ли возродить систему сейчас и как выдержат небольшие магазинчики ту же стоимость аренды и конкуренцию с сетями – большой вопрос. Но процесс идёт, и надежда на свежие фермерские продукты в шаговой доступности от дома у горожан остаётся.
30 лет, а сбыта нет
Фермерам очень нужны надёжные каналы сбыта продукции, горожанам – возможность её купить. Почему же связь никак не наладится?
Позиция. Председатель Волгоградского центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко: «Беда ещё и в том, что практически разрушена система потребкооперации, которая могла бы закупать у волгоградских фермеров продукцию, будь то овощи, мясо или молоко, и продавать в сети собственных магазинов, как это раньше и было. Сейчас она еле теплится в нескольких районах, и альтернативы ей пока не создано: нет структуры, которая могла бы наладить логистику, создать собственную сеть розничной торговли и продвигать волгоградские продукты.
Практически все сетевые магазины зарегистрированы в других регионах, соответственно, и налоги уходят за пределы нашей области, у них своя политика закупок, и разговаривать с ними по поводу продвижения местной фермерской продукции практически бесполезно. Торговые сети ставят предпринимателей в кабальные условия. Для них главное не качество, свежесть продукции, а цена.
Поэтому каждый из фермеров разрабатывает свою стратегию продаж, и обвинять их в отсутствии патриотизма было бы несправедливо.
Поддержка местных товаропроизводителей, развитие потребкооперации на селе, установка для них «зелёного пути развития» невозможны без чётких правил игры, сформированной нормативно-правовой базы для этого развития. Эти вопросы следовало бы задать нашим депутатам-законодателям, которые призваны быть слугами народа, создавать условия для развития региона и выполнять обещания, данные своим избирателям, о которых они забывают, занимаясь чем угодно, только не решением действительно назревших проблем. Хотя сейчас, когда вопрос продовольственной безопасности стоит на первом плане, это надо срочно решать».
Комментарий. Фермер, публицист Андрей Прошаков (Иловлинский район): «Для того чтобы местный продукт получил доступ на рынок, необходимо одно – чтобы на местах чётко выполнялись все поручения президента. В них подробно прописан механизм. Другой вопрос, что многое игнорируется на местах – например, реальная поддержка ЛПХ. Как в 2005 г. закупали молоко у частников по 15-20 руб. за литр, так до сих пор и закупают по этой цене. А альтернативы, куда его сдать, у людей нет. Так и у фермеров нет доступа на рынок, где торгует кто угодно, только не местные производители.
Пока не будет осуществляться программа по развитию сельских территорий и местных производств, все благие намерения останутся намерениями. У села огромный потенциал, просто надо не мешать людям работать и создать для них самое необходимое – рынки сбыта».