В недавней публикации «АиФ»-НП» о применении малой и сверхлёгкой авиации в АПК шла речь о том, что объёмы химикатов при опрыскивании полей с воздуха можно снизить в разы по сравнению с обычными нормами.
Сегодня продолжаем тему инновационных технологий в земледелии и путей повышения качества продуктов питания.
Меньше вреда природе и людям
– Речь идёт о внедряемом при активном участии волгоградских авиаторов способе защиты растений под названием «монодисперсное малообъёмное опрыскивание» (ММО), – объясняет экс-ректор ВолГАУ, академик РАН Алексей Овчинников. – Фундаментальные исследования по защите растений проводились в СССР ещё в 1980-е годы. Основоположником нового способа опрыскивания посевов агрокультур выступил профессор Владимир Дунский. Уже тогда учёные убедительно продемонстрировали преимущества опрыскивания с регулируемым размером мельчайших капель. При обработке они словно накрывают растение густой взвесью из микроскопических частиц аэрозолей.
По словам учёного, развитие технологии потребовало отработки основных качественных характеристик опрыскивания, включая норму расхода растворов, оптимальный размер капель, их спектр и др.
При этом инновационные распылительные устройства, обеспечивающие близкое к монодисперсному распыление жидкостей, обладают несомненными экологическими и экономическими преимуществами. Помимо резкого снижения масштабов химнагрузки, это многократно подтверждённая высокая эффективность ММО, особенно в сравнении с традиционным капельным, нерегулируемым опрыскиванием посевов посредством опрыскивателей-форсунок дождевального типа.
– Плохо лишь одно, – отмечает доктор с.-х. наук, профессор Александр Москвичёв. – Уже отработанные, проверенные на практике рекомендации научного сообщества к широкому использованию перспективного метода в АПК всё ещё слабо учитываются агрочиновниками, а в ряде случаев и представителями агробизнеса. До сих пор не представлены и не реализуются на региональном и федеральном уровнях требования к техническим средствам и технологиям, что обеспечивали бы заметное снижение пестицидной нагрузки на гектар посевных площадей. Доходит до того, что в ряде прикладных научных центров даже регистрационные испытания новых препаратов ведутся по старинке – форсунками под имеющиеся технические средства их внесения. В результате нормы расхода препаратов и рабочей жидкости в выпускаемых такими научными центрами рекомендациях заведомо многократно завышены.
Ещё одна странность вытекает из первой. По словам эксперта, серийный выпуск инновационных распылительных устройств, обеспечивающих близкое к микродисперсному распыление жидкостей, в России так и не налажен. Существует лишь адаптированный к этому методу на сверхлёгких воздушных судах сертифицированный отечественный авиационный опрыскиватель ВДД-1-2000СП.
Его работа по методу ММО обеспечивает диспергирование капель с регулируемым размером 100-150 микрон в зависимости от вида работ, высокую плотность и равномерное покрытие объекта обработки.
При этом авиаторы-практики уже давно работают с новым методом обработки посевов.
Где авиации нет равных
– Волгоградская область занимает лидирующее положение в России по применению сверхлёгкой авиации в АПК на новом качественном уровне, – говорит заместитель президента Объединенной федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) РФ, гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев. – В регионе авиационным способом вносится более 65% инсектицидов, 35% гербицидов, 90% десикантов.
Услуги по авиаобработке доступны и фермерам, и крупным холдингам, их выполняют более 80 воздушных судов разных авиапредприятий в оптимальные сроки.
Как подчёркивает эксперт, авиахимработы только по Волгоградскому региону обеспечивают сохранение до 20% урожая на площади более 1 млн гектаров, да и по производительности выполнения защитных работ, особенно против саранчи, авиации нет равных. Экономический эффект применения сверхлёгких воздушных судов достигается снижением сопутствующих затрат у хозяйств, невысокой стоимостью авиационных работ и снижением расходов на приобретение препаратов.
Биологический эффект обеспечивается применяемой технологией и современными техническими средствами точного внесения препарата.
Экологическая безопасность достигается за счёт применения современных препаратов и уменьшения нормы внесения препарата за счёт инновационных распылительных устройств.
...И воздушный трактор в придачу
– Накопленный опыт эксплуатации сверхлёгких воздушных судов позволяет сейчас чётко сформулировать требования, которым должен соответствовать современный сельхозсамолёт, в том числе в перспективе и агрохимбеспилотник, – продолжает Алексей Кобызев. – Однако до сих пор сельхозавиация воспринимается многими чиновниками Росавиации, Минсельхоза исключительно только как давным-давно устаревшие самолёты АН-2. Существующие в стране предложения по более современным крупногабаритным сельхозсамолётам содержат массу недостатков и вряд ли выдержат конкуренцию на рынке авиационных работ, как случилось с предложенным ещё в 2002 году концептом на замену АН-2 якобы более современным аппаратом под названием Су-38Л от ОКБ «Сухой».
Сверхлёгкие воздушные суда сегодня обеспечивают совершенно другой качественный уровень требований к авиатехнике, технологиям, техническим средствам по сравнению с ранее традиционно применявшимся самолётом АН-2.
Для сравнения – около 20 лет назад тогдашний парк сельхозавиационной техники региона состоял из восьми самолетов АН-2, и они смогли обработать только 120 000 гектаров при минимальной тогда потребности почти втрое выше – 370 000 га. Именно тогда впервые преодоление дефицита авиамощностей было предложено сделать на основе сверхлёгкой авиации с применением технологии мелкокапельного малообъёмного опрыскивания.
Вскоре волгоградскими инженерами совместно со специалистами ОАО НПК «ПАНХ» (Краснодар), ГОСНИИ ГА (Москва), ТАНТК им. Бериева и КБ «Спектр-Аэро» (Таганрог) создан перспективный самолёт СП-30 и специальное оборудование к нему, получены положительные заключения по его применению на территории Республики Калмыкия, Краснодарского края, Волгоградской, Курской, Орловской, Самарской, Саратовской и Астраханской областей.
Самолёт оснащён спутниковой навигационной системой, точной аппаратурой контроля и распределения рабочей жидкости, имеет короткие взлётно-посадочные дистанции, может вести обработку малых площадей сложной конфигурации с грунтовых дорог.
Это, по сути, «воздушный трактор» – более чем полноценная замена давно устаревшего самолёта АН-2.
В отличие от предприятий корпорации МИГ (самолёты ИЛ-103, «Авиатика»), ОКБ «Сухой» (СУ-38Л) и других, которые начали приспосабливать известные воздушные суда к сельхозприменению, изначально создавался именно специализированный сельхозсамолёт.
– Многочисленные испытания СП-30 в работе в Поволжье и на юге России в борьбе с сорной растительностью среди посевов зерновых, на паровых полях, борьбе с вредителями, с саранчовыми на сельхозугодьях, внесению регуляторов роста на посевах зерновых колосовых культур, десикации подсолнечника (препараты «Грэнери», «Таран», «Клонрин» и другие), аэросеву горчицы доказали, что в лице СП-30 мы имеем оптимальную конструкцию современного воздушного судна для эффективного выполнения абсолютного большинства видов агрохимических работ, – убеждён Алексей Кобызев.
Специалисты Волгоградского аграрного университета принимали участие в отработке авиационных технологий в районах области. Опубликованы материалы по применению авиации в регионе, проведены круглые столы, конференции.
В 2021 году в Волгоградской области сверхлёгкой авиацией было обработано около 1 млн га посевов пшеницы. Средняя урожайность составила 25 ц/га, из которой 84% продовольственная. Это дало региону прибавку в стоимости пшеницы от улучшения её качества более 9 млрд руб.
Как убеждены эксперты, ускоренное внедрение малообъёмных монодисперсных технологий (ММО) защиты растений позволит уже сейчас снизить расходы на средства защиты растений, уменьшить пестицидную нагрузку на каждый гектар посевных площадей. В то же время оперативное внесение соответствующих изменений в каталог пестицидов создаст условия для их широкого применения.
На правах рекламы