Цены на топливо на волгоградских заправках продолжают увеличиваться, при этом максимальный рост отмечается на дизельное топливо. В чём причина и как долго это ещё будет продолжаться?
Опт в розницу
Сейчас на АЗС в Волгоградской области можно увидеть интересную картину: здесь заправляют сельхозтехнику, закупая оптовые объёмы горючего.
Так, журналист «АиФ»-Нижнее Поволжье» стал свидетелем, как 8 сентября на одной из АЗС под Волгоградом заправляли целый резервуар, который доставил трактор. Очередь за ним автомобилисты, кому был нужен дизель, не занимали – ждать пришлось бы слишком долго. И мало кто мог понять: зачем закупать горючее в оптовых объёмах по розничным ценам?
Оказывается, и нашего региона коснулся такой парадокс российского топливного рынка, когда оптовые цены на горючее стали выше, чем в розницу. Так, 11 сентября литр дизельного топлива на заправках можно было купить примерно за 60 руб., в наличии оно имелось.
А вот самая низкая цена на опт из тех, что нам удалось найти, составляла 75 тыс. руб. за тонну, в пересчёте на литр с доставкой получится примерно 64 руб. Но при этом, как оказалось, предложить не значит продать.
Под видом покупателей мы позвонили в одну из крупных компаний-поставщиков по поводу приобретения дизтоплива. Нам объяснили, что вариантов приобрести его немного.
Во-первых, продают только сельхозпроизводителям и только тем, кто включён в реестр облкомсельхоза. То есть сначала надо попасть в этот список. Но даже если туда войти, то по поводу поставок дизеля обращаться стоит не ранее октября – пока свободных объёмов нет.
В других топливных компаниях, не таких крупных, кое-какие запасы ещё имелись, но цены здесь начинались от 80 тыс. руб. за тонну.
Мы пока держимся
Одной из причин роста цен на топливо в Волгоградской области эксперты Центробанка ещё в июле этого года называли закрытие ряда нефтеперерабатывающих заводов. Они останавливались из-за ежегодных ремонтных работ, и это сразу же сказывалось на потребителях.
Так, в отдельные дни августа, когда на ремонт закрыли нефтеперерабатывающий завод в соседней Астраханской области, на некоторых заправках региона наблюдалась лёгкая паника. Тогда же рост цен на моторное топливо аналитики банка объясняли превышением спроса над предложением. Однако тотального дефицита не наблюдалось.
А вот рост цен продолжился. Так, согласно данным Волгоградстата, за период с 28 августа по 4 сентября дизельное топливо подорожало на 83 коп., бензин АИ-98 – на 62 коп., АИ-95 – на 4 коп.
Эксперт по топливному рынку Кирилл Костенко объясняет: розничные цены на АЗС растут медленно, так как они подвергаются жёсткой регуляции, в отличие от оптовых. Пока основной удар на себя принимает бизнес, завязанный на оптовые закупки топлива – это прежде всего аграрии и перевозчики. Но, к сожалению, подорожание дизтоплива приведёт к росту цен и на потребительские товары.
К тому же с 1 сентября правительство частично отменило для нефтяников демпфер, то есть возврат части налогов, а это десятки миллиардов рублей. Так что сейчас отрасль попытается компенсировать такие выпадающие доходы. Не случайно 10 сентября на заправках в Москве литр дизеля уже стоил 80 руб. – и это розничная цена. Но в Волгоградской области розница пока устояла.
Обоснованность роста цен на АЗС проверят по всей стране, в том числе в Волгоградской области. Об этом сообщили в федеральном УФАС. Прежде всего проанализируют ситуацию с ценами мелкооптовой реализации горючего с нефтяных баз. Специалисты также изучат факторы, из которых в конечном итоге складывается стоимость топлива для потребителей. При это особо обратят внимание на стоимость дизеля. Также анализу подвергнется вся цепочка формирования конечной цены бензина, от нефтепереработки до розницы.
Как пояснили в ФАС России, после проверки будут приняты меры антимонопольного реагирования.