
В розницу, а не оптом
Финансовые эксперты утверждают: будущее банковской системы -- за розничным бизнесом, благодаря которому кредитным организациям удастся выжить в жесткой конкурентной среде. Розничные клиенты позволяют банкам формировать подушку безопасности: обеспечивают фондирование в виде вкладов, приносят высокомаржинальный доход от потребкредитования, дают диверсифицикацию кредитного портфеля.
История развития российского розничного банкинга достаточно молода. Это направление кредитные организации стали развивать в новом тысячелетии, когда уровень жизни населения пошел вверх – у граждан появились накопления, уверенность в будущем, желание тратить и брать кредиты. На этой волне банки начали развивать розничное кредитование.
Жертва кризиса
Тогда же о развитии нового для себя направления задумался и ВТБ (тогда еще Внешторгбанк), специализирующийся на обслуживании крупных корпоративных клиентов.
«Президенту банка Андрею Костину удалось сформировать профессиональную команду людей, умеющих принимать правильные решения. К 2004 году Внешторгбанк стал крупным финансовым институтом с широкой корпоративной клиентурой, имевшей большое количество сотрудников. А им также требовалось банковское обслуживание», -- вспоминает сегодня Михаил Кузовлев, в 2002-2004 годы работавший вице-президентом Внешторгбанка, а ныне глава Банка Москвы (БМ).
Консалтинговая компания McKenzie предложила превратить корпоративный банк в универсальный, выбрав розницу одним из стратегических направлений. Так, в ВТБ появилось подразделение, которому предстояло запустить ритейловый «старт-ап». Со временем стала появляться рыночная клиентура, развиваться сеть отделений. Возможно, идея органического развития розницы воплотилась бы в полной мере, если бы не так называемый «кризис доверия» 2004-го. Одной из его жертв стал Гута-банк, входящий в 30 крупнейших частных банков России, его владельцам не удалось сохранить устойчивость структуры, рухнувшей под напором паникующих клиентов. По слухам, приобрести «Гуту» Андрею Костину предложил глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев – банкротство такого крупного институт могло бы привести к необратимым процессам в стране. «У ВТБ не было особо выбора. Ситуация была таковой, что решение принималось быстро (в том числе чтобы не допустить системного кризиса в банковской сфере)», -- вспоминает Эмиль Юсупов, член правления Финансовой Группы БКС.
Тогда в Гута-банк и десантировалась команда во главе с Кузовлевым, который будучи вице-президентом Внешторгбанка как раз занимался реструктуризацией проблемных активов. «Все было стремительно. Я шел по коридору, встретил Андрея Леонидовича, который сказал, что нужно пройти в соседнюю комнату, где меня уже ожидали предыдущие владельцы Гута-Банка. Собственно, так и началась покупка Гута-Банка. Всего за неделю мы провели дью-дилиженс банка, проанализировали активы и обязательства», -- говорит Кузовлев. В итоге, Внешторгбанк заплатил за Гуту всего 1 млн рублей - деньги смешные, но учитывая проблемы банка и эта сумма могла показаться большой.
Так, ВТБ досталась солидная структура, имевшая большое количество отделений и филиалов в регионах. После оформления сделки началась работа по реструктуризации проблемных активов и реорганизации бизнеса. Чтобы не создавать конкурента Внешторгбанка, из Гута-банка было решено создать монолайнер – кредитную организацию, специализирующуюся исключительно на розничном бизнесе. Так, ВТБ стал на путь активного развития за счет слияний и поглощений.
«Сейчас существует очень большой потенциал для развития розничных банковских услуг в России. Прежде всего, таких как потребительские кредиты, ипотечные кредиты, депозиты, кредитные карты, и так далее, -- говорил Андрей Костин в 2005 году. - И мы считаем, что Внешторгбанк в состоянии занять серьезную нишу на этом рынке, а в течение ближайших 2-3 лет стать одним из ведущих розничных банков в России, а возможно, и в ряде стран постсоветского пространства».
Со временем так и случилось. Но до этого Гута-банку предстояло проделать большой путь: постепенно ему была передана розничная часть бизнеса из головного ВТБ и ВТБ Северо-Запада (бывший Промстройбанк), реструктуризация корпоративного портфеля заняла продолжительное время: со временем крупный корпоративный бизнес был передан в ВТБ, а средний и малый, исторически занимающий в балансе Гута-банка большой объем, сохранился за этой кредитной организацией.
Согласно новой же стратегии, Гута-банк должен был получить новое название – общий бренд всей банковской группы, тогда уже сокращенный до ВТБ. Однако с названием быстро определиться не получилось – юридически обновленный банк стал называться ВТБ-Розничные Услуги (ВТБ-РУ), а на вывесках красовалось ВТБ24 -- так было понятней для российского обывателя. Позже решено было полностью перевести банк на бренд ВТБ24.
Вторым быть выгодно
В 2005 году банк возглавил бывший министр финансов Михаил Задорнов, который начал формировать новую команду менеджеров, выходцев из самых разных розничных структур. В продуктовой линейке банка появились кредитные карты, в том числе с льготным периодом, автокредитование, предложения по ипотеке и малому бизнесу. С 2007 года банк начал активно строить сеть – за 5 лет количество офисов в регионах выросла почти в 4 раза – со 160 до 613. Таким образом, была создана одна из самых мощных и эффективных розничных банковских сетей.
Структура сделала ставку на обслуживание россиян с доходом от среднего и выше. «Банк не стал конкурировать со Сбербанком за социальные выплаты, да и региональная сеть для этого не была приспособлена. Зато ориентация на средний и верхний сегмент розничной клиентуры сразу стала давать отдачу», -- говорит первый зампред правления «ВТБ 24» Дмитрий Руденко.
Сегодня ВТБ24 занимает второе место среди розничных банков России. «На рынке ипотечного кредитования доля ВТБ24 составляет около 16%, по кредитным картам -- около 10%, -- говорит Эмиль Юсупов из ФГ БКС, -- Перспективы лучше, чем у специализированных банков, так как есть больше возможностей для кросс-продаж». В целом, по объему кредитов физлицам банк занимает 11,4% рынка, что в 2,8 раза меньше, чем у Сбербанка, но в 3,4 раза больше, чем у третьего банка - Росбанка. По объему вкладов физлиц ВТБ24 занимает 7% рынка, что в 7,6 раз меньше Сбербанка, но в 3,2 раза больше третьего банка – Газпромбанка.
Второе преимущество ВТБ24, по словам Юсупова, -- возможность добавлять клиентскую базу за счет сделок M&A головной структуры. ВТБ продолжает скупать крупных игроков на рынке. В прошлом году был приобретен контрольный пакет в принадлежащем РЖД Транскредитбанке (ТКБ). В этом году доля госбанка будет доведена до 100%. Интеграция с ТКБ дополнит региональную сеть ВТБ24 еще 100 городами присутствия, а бизнес банка --почти двумя миллионами активных клиентов: работниками железной дороги и смежных предприятий. В итоге объединенная сеть к концу 2013 года будет насчитывать 1000 офисов.
Другая сделка – покупка Банка Москвы в 2011 году была неоднозначно воспринята банковским сообществом. После затянувшихся переговоров ВТБ заполучил структуру с «дырой» в балансе в 360 млрд рублей. «Для нас эта покупка стала новым вызовом, «Гутой» своего времени, -- говорит Михаил Кузовлев. – Со стратегической точки зрения БМ - очень удачный объект для поглощения, на столичном рынке он успешно конкурировал со Сбербанком». Когда вскрылись масштабные хищения прежнего руководства БМ, из-за которых возникла рекордная в российской банковской истории «дыра», на государственном уровне было принято решение оказать поддержку финансовому институту. БМ получил займ АСВ, и сегодня, возвращая средства государству, интегрируется в Группу ВТБ. По словам Михаила Кузовлева, президента – председателя правления Банка Москвы, стратегия развития бизнеса столичного банка предполагает его самостоятельное развитие. «Банк будет работать с предприятиями среднего и малого бизнеса, продолжит обслуживание своих крупных клиентов. Мы сосредоточимся на работе в Москве и Московской области, уделяя особое внимание работе с предприятиями - участниками городского заказа. Но и из регионов мы уходить совсем не собираемся, нам интересно распространять наш уникальный опыт работы с госзаказом как можно шире», -- говорит Кузовлев.
«Сейчас уже всем понятно, что хотя Банк Москвы и имел проблемы, его покупка была выгодной из-за широкой сети банка и сформированной клиентуры. И ВТБ 24 сможет использовать эти преимущества сейчас в своем развитии», -- говорит президент Ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Общее число активных клиентов ТКБ, Банка Москвы и ВТБ24 превышает 10 млн человек, в объединенную сеть банкоматов входит около 10 тыс. устройств. «Приобретение Банка Москвы и ТКБ позволяет сократить издержки за счет объединения операционных систем банков приблизительно на 5% или более, объединенный банк получит потенциальную прибыль на 2013 - 2015 годах в 200 млрд руб. что позволит рассчитывать на рост его капитализации в обозримой перспективе в 2 - 3 раза», -- говорит Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент".
ВТБ24 самым активным образом сотрудничает с другими банками Группы ВТБ – в том числе зарубежными дочками. «ВТБ-Украина»– крупный игрок на рынке обслуживания физлиц, -- говорит Дмитрий Руденко. – Во Франции и Германии мы стали первым российским банком, который смог составить реальную конкуренцию местным игрокам. В частности, на рынке дистанционного обслуживания граждан по приему вкладов». Но оставаясь главным «куратором» розничных услуг по всей Группе ВТБ во всех странах присутствия, сам ВТБ24 генерирует значимую долю прибыли в холдинге. Тем самым показывая, что российская розница остается действительно перспективным и доходным направлением банковского бизнеса. «Очень хорошо, что на рынке появляется банк, который может составить реальную конкуренцию Сбербанку, -- считает Анатолий Аксаков. -- Конкуренция позволяет повышать качество продуктов и снижать ставки. Очевидно, что чем больше будет на рынке конкурентов Сбербанку, тем активнее будет развиваться банковская розница».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть