Как устроен Волго-Донской судоходный канал. Интерактивная инфографика
Ровно 65 лет назад, 27 июля 1952 года, состоялось официальное открытие Волго-Донского судоходного канала.
И хотя первые суда «протестировали» канал еще 1 июня того же года, а первое пассажирское судно, теплоход «Сергей Киров», прошел с проверкой через шлюзы 7 июня, номинально навигацию на нем именно 27 июля открыл теплоход «Иосиф Сталин».
Так воплотилась мечта, которой была не одна сотня лет - соединить Волгу и Дон. Об этом задумывались еще в середине XVI века: тогда, в 1569 году, турецкий султан Селим II отправил около 20 тысяч воинов прорыть канал между реками. Согласно легенде, через месяц турки эту идею бросили «с великой бранью», якобы со словами, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
Попытку соединить Волгу и Дон предпринимал и русский народ - осуществить дерзкую затею в 1697 году задумал Петр I. Правда, император нацелился на более скромный вариант: предполагалось прорыть канал между притоками обеих рек - Иловлей и Камышинкой. Есть легенда, что руководитель «операции», иностранец Иоганн Бреккель, сбежал, но, если верить документам, к 1701 году часть объектов была построена, но начавшаяся Северная война скорректировала планы государя.
До революции 1917 года было разработано около 30 проектов канала, но реализовать идею смогли только после Великой Отечественной войны. И по сей день канал остается одной из важнейших водных артерий страны.
Схема Волго-Донского судоходного канала, а также основная информация о его создании, главных шлюзах и других объектах, расположенных на нём - в инфографике «АиФ-Волгоград».