День 24 августа 2004 года ознаменовался большой трагедией – почти одновременно в небе взорвались два пассажирских самолёта Ту-134 и Ту-154, вылетевшие с 40-минутным интервалом из московского аэропорта Домодедово. Один направлялся в Волгоград, другой следовал в Сочи.
С интервалом в минуту
Самолёты были взорваны террористками-смертницами с интервалом в одну минуту. Рейс, следовавший в Волгоград, рухнул около населённого пункта Бучалки (Тульская область). Воздушное судно взорвалось прямо в воздухе, тела и обломки самолёта разбросало в радиусе нескольких километров. Погибли все 35 пассажиров и 8 членов экипажа.
Горе, обрушившееся на Волгоград, стало болью для всей страны – 26 августа 2004 г. президент Владимир Путин объявил днём траура.
Масштаб случившегося усиливало то, что некоторые из пассажиров взорванного лайнера были известными людьми. Рейсом 1303 летели управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка Игорь Бытин, советник губернатора Волгоградской области Юрий Елисов, директор ОАО «Волгоградтрансгаз» Виктор Лебединский, руководитель одной из служб Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Михаил Хромченко. В результате теракта погиб и гендиректор ООО «Волгоград-Авиаэкспресс» Юрий Баичкин, который пилотировал самолёт.
А ещё тем рейсом из Москвы возвращался издатель «АиФ»-Нижнее Поволжье» Олег Белозёров.
В его комнате остановилось время
…Типовая пятиэтажка в Краснооктябрьском районе Волгограда, двор со старыми деревьями – здесь прошло детство Олега Владимировича. Здесь по сей день живёт его мама Галина Дмитриевна.
В его комнате всё осталось по-прежнему: диван, будильник, множество книг, сувениры, в столе – пачки фотографий. Фотография была одним из главных увлечений Олега Владимировича, она занимала значительную часть его жизни.
Галина Дмитриевна нечасто заходит в комнату сына. Боль не утихла по сей день...
– Для меня время остановилось в тот момент, когда сообщили о гибели Олега, – говорит она. – Он очень любил свою работу, а мы им гордились. У него было большое будущее. Смириться со случившимся я не могу до сих пор...
Все, кто знал Олега Владимировича, говорят в один голос: очень повезло, что им выпало работать и просто знать такого талантливого человека.
– Для него коллектив был как вторая семья, он даже с будущей супругой познакомился на работе, – вспоминает Юлия Биканова, дизайнер-верстальщик «АиФ»-НП», которая работала вместе с Олегом Владимировичем с 1994 г. – Он был хорошим, понимающим руководителем, умел устраивать праздники – он увлекался яхтами и несколько раз вывозил на волжские острова. Старался поднимать зарплату, хотя в девяностые годы это было очень непросто.
А ещё он как человек, увлечённый фотографией, всегда заботился о качестве снимков в газете. Как-то раз принёс нам подшивку журнала «Советское фото», чтобы мы могли использовать оттуда лучшие снимки. Много снимал сам и в дни сдачи газеты всегда сидел с верстальщиками до последнего. Однажды мы поставили рекорд, сдав полосы около двух часов ночи, и всё это время он работал вместе с нами...
Олег Белозёров работал и в день гибели – находясь на совещании в Москве, он всё равно смотрел полосы на чужом компьютере и вносил правки. Последние правки...
А Сергей Калинин из федерального «АиФ» общался с Олегом Белозёровым одним из последних..
– У него оставалось ещё время до рейса, он сидел в редакции «АиФ» и рассказывал о своей маленькой дочери, которую очень любил, показывал подарки, что купил для неё. Говорил о немецком, ещё довоенном катере, который хотел восстановить и поставить на воду, он увлекался такими вещами, – вспоминает Сергей Калинин. – Рассказывал о Волгограде, области, о том, сколько у вас там красивых мест, звал в гости, на рыбалку. Он гордился родными краями. У него было так много планов...
«Его ждало большое будущее»
– Так получилось, что в тот день мы с Олегом планировали вместе вернуться вечером этим рейсом, – вспоминает политолог Константин Калачёв. – Но у меня в последний момент изменились обстоятельства, и я отказался от полёта на этом рейсе. В ту пору я был вице-мэром Волгограда, и мы с Олегом много общались по работе и по жизни, он был близок мне. Каким я его вспоминаю? Неординарная личность, открытый, умный, талантливый человек... Его уход – это большая потеря.
Легендарный «учмол» – отдел учащейся молодёжи в газете «Молодой ленинец» стал первой ступенькой в журналистику для многих. На момент прихода туда Олега Белозёрова его возглавлял журналист Александр Домовец.
– Олег Белозёров отличался пытливостью, неординарным взглядом на темы и замечательным чувством юмора, – вспоминает он. – Как журналист он рос на глазах, и я уверен, что он стал бы настоящим мастером слова, но в дальнейшем он выбрал несколько иное направление, став медиаменеджером. Очень способный человек, с математическим складом ума, блестяще владевший компьютером. Он вообще дружил с техникой. А ещё он ценил дружбу и сам был хорошим другом. Мне несколько раз приходилось обращаться к нему за помощью – он не отказывал. На моих глазах из вчерашнего школьника он стал заметным человеком в масштабах региона. Его ждало интересное будущее, у него было много проектов…
– Нас, юных внештатников в «Молодом ленинце» было около десятка, – говорит Елена Шиманова, бывший внештатник «учмола». – Олег, будучи всего на год старше, производил впечатление серьёзного, взрослого человека, хотя мог дурачиться наравне со всеми. Он увлекался фотографией и всегда приносил интересные снимки, их охотно печатали. То время пробы пера, творчества и настоящей дружбы вспоминаю как самое счастливое...
...Когда Олега Владимировича и всех, кто погиб в том рейсе, провожали в последний путь, то казалось, в этом участвует весь город. Процессии были нескончаемыми, улицы утопали в красных гвоздиках. На похороны прилетели друзья, родные, товарищи погибших со всей России, много было коллег-редакторов, издателей, журналистов «АиФ» из разных регионов. Горечь утраты объединила разных людей.
...Расследование дела о крушении двух самолётов Генпрокуратура прекратила в 2007 г. – следствие так и не смогло выйти на заказчиков преступлений. Но ранее ответственность за случившееся брала на себя одна из терристических организаций и террорист Шамиль Басаев.
Также позже стало известно, что авиакатастрофы послужили для террористов отвлекающим манёвром – 1 сентября 2004 г. случился теракт в Беслане.
Вины не признал
Как выяснилось в ходе следствия, обе террористки-смертницы прибыли в Москву из Махачкалы 24 августа 2004 г. около восьми часов вечера.
Терактов могло бы и не случиться, прояви бдительность один человек – капитан милиции Михаил Артамонов. Он задержал террористок в аэропорту Домодедово для проверки документов, но не обыскал их и отпустил. Смертницы на тот момент были одеты легко и, возможно, ещё были без взрывчатки.
У обеих не было билетов, они их приобрели в последний момент. Свободные места на волгоградский рейс ещё были в наличии, и одна из смертниц без проблем купила билет, на сочинский рейс билет продал спекулянт Армен Арутюнян. За взятку представитель авиакомпании Николай Коренков внёс изменения в билет на рейс в Сочи, причём потом выяснилось, что в билете отсутствовали фамилия и паспортные данные пассажирки. Так две смертницы пробрались в самолёты. Бомбы они собрали, уже находясь на борту – в туалетах.
Михаил Артамонов, которого обвинили в преступной халатности, был приговорён к семи годам лишения свободы, причём на суде Артамонов заявлял, что своей вины не признаёт. Позднее срок наказания ему был даже снижен до шести лет. Армен Арутюнян и Николай Коренков получили наказание в виде полутора лет лишения свободы в колонии-поселении.
Трагедия 24 августа 2004 года заставила пересмотреть нормы безопасности на воздушных судах, они были заметно ужесточены. Однако это не уберегло от нового теракта, случившегося в том же Домодедове в 2011-м. Тогда погибли 37 человек, около двухсот получили ранения.
Фотофакт
…А на краю села Бучалки под Тулой, где разбился волгоградский рейс, установлен памятный знак в форме небольшой часовни и расколотого белоснежного куба. На него нанесены имена всех 43 погибших в том полёте. Те, кто приезжает сюда, отмечают звенящую тишину этого места и то, что по коже бегут мурашки...