Новостные ленты — как боевые сводки. Не проходит и недели, чтобы не случилось того или иного ЧП, связанного с подростками. Что стоит за этим явлением, «АиФ»-НП» разбирался вместе с экспертами.
«Мы раньше с таким не сталкивались»
В конце сентября 2025 г. СУ СКР по региону сообщил о завершении расследования уголовного дела в отношении трёх молодых людей 15, 17 и 18 лет. По данным следствия, они избивали прохожих, забирали у них телефоны и поджигали волосы.
А несколькими месяцами ранее по решению суда в колонию отправили сразу семерых молодых людей, каждый из которых получил реальный срок — от года до 2,5 лет тюрьмы. Это они весной 2024 г. жестоко избили прямо в салоне троллейбуса мужчину, который сделал им замечание за нецензурную брань, а потом в этот же день напали ещё на одного человека.
Множится и число дел по статье об экстремизме в отношении несовершеннолетних. Так, летом текущего года волгоградский СК сообщил об аресте преступной группы из четырёх несовершеннолетних. Создал её 17-летний приверженец радикальных взглядов, который призывал к насилию в отношении представителей разных религиозных и национальных групп. И это были не только слова: подростки поджигали машины уроженцев стран бывшего СССР и выходцев из национальных республик России, а при аресте группы была найдена взрывчатка промышленного производства.
Подобное характерно не только для нашего региона — подростки попадают в уголовные сводки по всей стране. И дело здесь не только в переходном возрасте и общественно опасном поведении — это было всегда. Но если ранее это были случаи единичные и объяснимые с точки зрения неблагополучной социальной ситуации, недосмотра родителей и т. п., то сегодня такие ЧП — это результат целенаправленного воздействия, разрушительного и крайне опасного. Причём попасть в эту деструктивную волну рискует любой вполне благополучный ребёнок из хорошей семьи.
«Мы имеем вызовы, с которыми общество никогда ранее не сталкивалось, — говорит кандидат социологических наук, советник аппарата Ассоциации юристов России, член Экспертного совета при антитеррористической комиссии Волгоградской области Антон Лукаш. — Никогда не было возможности влиять на человека дистанционно, посягая на его информационную и ценностную безопасность, манипулировать им на расстоянии, формировать его мировоззрение и поведение. Против него сегодня работают целые деструктивные алгоритмы, созданные когнитивно-социальными психологами».
Эксперты отмечают, что в 2025 г. киберпреступники фокус внимания перенесли на молодёжь — это касается и финансового мошенничества, и вовлечения в экстремистские сообщества. Причина простая — повлиять на молодого человека легче.
«Родителям важно понимать, что мозг ребёнка — это не уменьшенная копия мозга взрослого, он другой, у ребёнка ещё не развит в полном объёме неокортекс, то есть та часть мозга, которая отвечает за критическое мышление и аналитику, — объясняет Антон Лукаш. — Она сформируется лишь к 21 году, а полностью — к 25 годам, потому и существует понятие „несовершеннолетний“. Одновременно у подростков очень сильно развиты лимбическая, эмоциональная и гормональная сферы, они всё воспринимают за чистую монету, искренне, ярко, сильно».
«Мне 16, я пьяная»
«Окно в ад» — так Антон Лукаш называет гаджеты в жизни подростка. В доказательство приводит результаты небольшого эксперимента, который он провёл в Сети. Зарегистрировавшись как 12-летний подросток и указав, что его интересуют развлечения, он к вечеру того же дня получил контент в виде смеси отъявленной похабщины («Мне 16, я пьяная, еду на хату к каким-то пацанам») с аниме, пропагандирующими нетрадиционные отношения. Увы, но именно это и смотрят дети.
«Мне часто приходится слышать от родителей, мол, как же можно оставить ребёнка без гаджета, — говорит Антон Лукаш. — Приведу в ответ итоги исследования Лаборатории Касперского. Они показали, что 76 % подростков используют гаджеты для игр, 70 % смотрят видео с приколами, 67 % общаются с друзьями, ещё 60 % смотрят кино, наконец, 53 % готовятся к учёбе (допустимы были несколько вариантов ответа). И вот здесь ещё надо добавить по поводу видео с приколами: я сделал выборку за один из месяцев 2024 г., чтобы узнать, что интересует пользователей в Яндексе. И если по поисковому слову „Автомобиль“ было порядка 16 млн запросов, то по „Аниме“ — почти 25 млн. А это как раз запрос от наших детей! Аниме есть разные, в том числе порнографического характера. Запрос на одно из таких составил более 18 млн, на аниме с пропагандой нетрадиционных отношений — более 4 млн. Причём здесь нужно понимать, что это не просто рисованные фильмы. По ходу просмотра идёт подвязка в группы, приглашение участвовать в конкурсах, предлагаются аналогичные сюжеты и прочее. Искусственный интеллект тщательно фиксирует, на чём „залип“ пользователь, и вот это ему и будут предлагать. Так ребёнок может заходить всё глубже и глубже, пока не окажется в целевой микрогруппе человек на 40 со своим модератором и заданиями от него. Это типичная схема деструктивного воздействия, которая начинается с забавных видео, а закончиться может 50 шагами группы „Синий кит“, алгоритмом, разрушающим инстинкт самосохранения. Поймите, „Синие киты“ никуда не делись! Манипуляторы пытаются сломать ценностный ряд наших детей, уничтожить понятия „добро“ и „зло“, „хорошо“ и „плохо“, оставить лишь „нравится“ и „не нравится“ и „интересно“ и „не интересно“».
«Ранее у ребёнка были контакты с 10, 25, 50 людьми максимум, да ещё под контролем родителей, — продолжает эксперт. — А сейчас? Никто не видит, на какой предмет и с кем он общается в Сети. Эти моменты не очевидны на ранних стадиях угроз, их замечают лишь, когда ребёнок становится грубым, замкнутым, закрывается в своей комнате... Но в этот момент ситуация зашла уже слишком далеко».
Дать отпор
При этом общество сумело уже не раз дать отпор разрушительным тенденциям. Так, многие наверняка помнят такое явление, как квадробинг, когда подростки начали подражать повадкам зверья, и некоторые родители даже умудрялись выводить своих чад на прогулку на поводке.
«Эпидемия квадробинга могла развернуться в полную силу, это был продуманный вброс, — объясняет Антон Лукаш. — Под это действовала целая индустрия сексуализированного белья, а конечной целью было вовлечение детей в педофилию. Так вот, квадробингу общество за короткие сроки смогло дать отпор — подключились правоохранители, родители, общественники, и тенденцию уничтожил на корню. Так же не дали распространиться другой деструктивной эпидемии — „ЧВК Редан“».
По мнению эксперта, главное, что нужно сделать в борьбе с деструктивными воздействиями — это заполнить мир ребёнка правильными смыслами и ценностями, а также научить его распознавать информационную опасность. В этом плане в стране проводится очень большая работа: начиная от спортивных соревнований и заканчивая всероссийскими конкурсами, фестивалями, проектами вроде «Тавриды» или лекциями общества «Знание». Причём в этой борьбе компромиссов быть не может...
Совет эксперта
Автор книги «Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет» Андрей Афанасьев:
«Дети и родители сегодня живут в двух абсолютно непересекающихся между собой медиареальностях. При этом медиасреда на каждого человека, не только на ребёнка, действует вполне определённо. И одной из главных своих задач я считаю просветительскую деятельность, чтобы донести до родителей реальность альтернативного цифрового мира, в котором сейчас живут дети».
Психолог Анна Воробьева:
«Родителям важно понимать, что если просто запрещать, не объясняя причину, ребёнок может не просто замкнуться, а, напротив, делать назло. Что влияет сильнее всего? Глубокая связь и личный пример. Спросите себя: что ребёнок видит в семье, какие установки вы ему несёте — не словесно, а поступками?
И ещё: давайте ребёнку право выбора, учите его критически мыслить и отвечать за себя. Да, это сложно, но если речь не идёт о ситуации безопасности, где двух мнений быть не может, разрешите ему принять решение самому, исполнить его, а затем вместе с ним проговорите, что из этого вышло.
То, что в его жизни будут ошибки, падения, сложности, — неизбежно. Но если вы успеете заложить верную основу и сохраните с ним тёплые отношения и доверие — он сможет преодолеть вызовы, сделать выводы и сохранить себя».