Стремление мошенников завладеть деньгами россиян, заставить их расстаться со своим имуществом и впасть в кредитную кабалу не утихает. И, несмотря на почти ежедневные предостережения, звучащие со всех сторон, пострадавших меньше не становится. В ситуации разбирался эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев.
Каждый четвертый — пенсионер
«Да, накал мошеннических атак не спадает», — подтверждает юрист.
По данным МВД мошенники ежедневно совершают около 20 млн звонков россиянам. Из них срабатывает около тысячи. За три года аферисты выкачали у доверчивых граждан больше 350 млрд рублей — и это не только суммы с банковских карт, но и понуждение взять кредит, продать квартиру и тому подобные действия.
Из пострадавших каждый четвертый — пенсионер. Они продают свои квартиры, снимают со счетов все сбережения, набирают кредиты, чтобы передать мошенникам миллионы рублей.
Но попадают на уловки и молодые люди, которые позже признаются: они были уверены, что с ними никогда ничего подобного не случится.
Некоторые мошеннические схемы стали классическими, о них знают, но число жертв не уменьшается — назовем главные из них.
Обман с полисами ОМС
Мошенники представляются работниками страховых компаний и говорят о необходимости обновить полис ОМС, любезно предлагая записаться в «электронную очередь». Передали свои данные — попались.
Знайте и помните: старые полисы обновляются автоматически. Никаких дополнительных действий делать не нужно!
Фейковые звонки из Пенсионного фонда
Мошенники звонят пенсионерам, утверждая, что не хватает нескольких месяцев стажа или еще чего-то для увеличения пенсии. Чтобы восстановить справедливость, предлагают прийти в ПФР или СФР, а еще лучше — оформить прямо по смартфону. Будут уговаривать, пришлют СМСку.
И конечно же, попросят назвать код из СМС. Сообщили код? Вот вы и передали свои персональные данные, теперь ждите, что могут пропадать деньги, если банковская пенсионная карта привязана к номеру телефона.
Важно помнить: Госслужбы не звонят людям через мессенджеры. Так поступают злоумышленники, желающие украсть чужие деньги.
Поддельные квитанции ЖКХ.
Если какие-то квитанции пришли на ваш смартфон — будьте внимательны, не спешите оплачивать: проверяйте реквизиты, название организации и описание услуг, да и получали ли вы их?
Поспешно и невнимательно оплатив поддельную квитанцию, вы потеряете не только деньги, но и персональные данные, которые в руках мошенников могут стать инструментом для следующих обманов.
Осторожно с доставкой.
Мошенники создают поддельные платформы и профили со словом «доставка», отправляют предложения о заказах. Чтобы узнать детали о товаре предлагают жертве перейти по фишинговым (обманным) ссылкам и просят ввести свои данные.
Ввели? — никакой товар не получите, а деньги смогут снимать по этим данным! Сведения о доставке узнавайте на официальных сайтах магазинов и торговых фирм.
С помощью ИИ
Распространены и другие схемы обмана — например, входят в доверие и выманивают персональные данные, предлагая техподдержку по безопасности аккаунтов. Действуют фейковые репетиторы — хоть по языкам, хоть по предпринимательству или кулинарии.
МВД подтверждает: злоумышленники теперь предлагают установить фейковые приложения на смартфон для оплаты счетов за коммунальные услуги или записи к врачу, после чего взламывают аккаунты людей в соцсетях и рассылают через них ссылки на заполнение различных форм.
Аферисты при этом представляются по телефону работниками управляющих компаний или медицинских учреждений. Предлагаемые программы мошенники используют для получения удаленного доступа к смартфонам и кражи денежных средств.
Аналитики подчеркивают: искусственный интеллект (ИИ) делает фейки все более правдоподобными и это должны учитывать все пользователи гаджетами.
А «традиционные» мошенники дорабатывают существующие схемы обмана, пытаясь обойти банковские системы предотвращения мошеннических транзакций. Например, они все чаще просят своих жертв снимать наличные и передавать их курьерам, поскольку понимают, что онлайн-переводы будут проверены.
Мессенджеры под запретом
Госорганами принят ряд меры по защите от телефонных мошенников, вот некоторые из них:
- С апреля в силу вступил закон, запрещающий оформить более двадцати сим-карт на одно лицо.
- Поправки к закону о национальной платежной системе призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента (антифрод). Вводят ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы ЦБ РФ.
- 25 марта Госдума приняла законопроект о противодействии телефонному мошенничеству, он вступит в действие с июня-2025 и предлагает комплекс из порядка 30 мер, в том числе:
- создается государственная информационная система противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- госорганам, банкам, операторам связи и цифровым платформам запретят использовать зарубежные мессенджеры для общения с клиентами;
- такой же запрет установят для владельцев агрегаторов товаров и услуг, сайтов и сервисов, которые ежедневно посещают более 500 тысяч пользователей;
- вызовы будут маркировать — у пользователя будет отображаться наименование организации;
- банки обяжут проверять, не было ли признаков выдачи денег в банкомате без добровольного согласия клиента, и если они были — ограничивать выдачу наличных на 48 часов;
- будут прекращать операции в банкоматах, если зафиксированы подозрительные действия;
- россияне смогут через операторов установить самозапрет на международные звонки, а также на спам-обзвоны и СМС-рассылки;
- сим-карты нельзя будет передавать третьим лицам, но можно — близким родственникам;
- на «Госуслугах» появится возможность установить самозапрет на дистанционное оформление сим-карт;
- при смене пароля от личного кабинета на «Госуслугах» пользователь будет получать два сообщения: первое — предупреждение, второе — код подтверждения;
- сообщения от «Госуслуг», в том числе код подтверждения, не будут приходить во время телефонного разговора;
- заработает автоматическое удаление старого номера телефона из личного кабинета «Госуслуг» и банковских приложений при отказе от него;
- россияне смогут использовать биометрию при получении микрозаймов.
Клади трубку!
Мошенники владеют множеством приемов, чтобы заставить людей расстаться с деньгами. В борьбе с ними действуют три способа:
- не верь тому, кто представляется по телефону сотрудником госорганов, банков, почты— реальные представители этих структур никогда не будут просить назвать какие бы то ни было коды;
- не бойся упустить время — злоумышленники специально торопят собеседника принять решение, чтобы тот не успел опомниться и совершил опрометчивый поступок;
- не звони, точнее, не отвечай на незнакомые номера телефонов, особенно, если не ждешь звонка, а при малейшем сомнении в том, что на том конце провода может оказаться мошенник, клади трубку — тот, кому ты нужен, найдет способ с тобой связаться.
Некоторые коммерческие структуры, предоставляющие коммунальные и жилищные услуги действительно звонят абонентам, чтобы, например, уточнить, будет ли он дома, когда к нему собирается наведаться, скажем, специалист, обслуживающий внутридомовое газовое оборудование. Но и в этом случае лучше положить трубку и перезвонить на телефон, указанный на официальном сайте организации, чтобы уточнить информацию.