Мошеннические звонки от «сотрудников банков» или «от силовиков» уже не всегда эффективны, — констатирует эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев. К ним привыкли, их опасаются, поэтому мошенники разрабатывают новые подходы к жертвам. Вот некоторые из таких приёмов, от которых предостерегают специалисты по кибермошенничеству.
«Вам звонят из ФТС»
Мошенников стали интересовать не только деньги, но и различные активы россиян — драгоценности, антикварные предметы, произведения искусства, о высокой стоимости которых собственники иногда и не подозревают, а также техника, автомобили и недвижимость.
Особенность этого вида мошенничества — их схемы обычно более персонализированы. Причина в необходимости общаться с одним конкретным человеком, изучать его активы, его личностные характеристики и в зависимости от этого подбирать мошенническую тактику.
Например, в случае с драгоценными украшениями или предметами искусства злоумышленники «обрабатывают» жертву, их представитель забирает предметы под предлогом якобы необходимости их декларирования.
В зоне повышенного риска находятся владельцы автомобилей, а также те, кто собирается покупать машины. Это связано с тем, что новые автомобили стали менее доступны людям по цене, и фокус сместился на рынок подержанных авто либо покупки авто через частных посредников по «серому» импорту. В последнем случае злоумышленники действуют от имени Федеральной таможенной службы (ФТС), при этом схемы могут быть самыми разными: от рассылки требований якобы от имени ФТС, но с поддельными реквизитами, до предложения «решить вопрос» за приемлемую сумму.
Переход на цифру
Получил развитие еще один современный вариант мошенничества — охота за цифровыми активами, в том числе электронной подписью, криптовалютой и цифровыми кошельками.
Кроме того, злоумышленники способны охотиться на интеллектуальную собственность или коммерческую тайну предприятий. Это может быть информация о технологиях производства, клиентах и планируемых разработках. Кибермошенники порой используют такие сведения для продажи конкурентам или требуют за них выкуп.
«Немой» собеседник
Мошенники часто используют для некоторых из своих схем «немые звонки», когда человек берет трубку, но ему никто не отвечает.
В чем смысл?
- Во-первых, аферисты могут при помощи автоматического прозвона проверять актуальность номеров в их базе данных. Если абонент отвечает, то его номер берут в работу для дальнейших действий по намеченной мошеннической схеме.
- Во-вторых, злоумышленники могут позвонить и молчать, чтобы записать голос потенциальной жертвы. Современные системы искусственного интеллекта позволяют даже на основе нескольких фраз человека сымитировать его голос и затем использовать в схеме обмана.
- В-третьих, возможен вариант, при котором в момент ответа на звонок прерывается связь. Тем самым мошенники пытаются заставить абонента перезвонить. После этого либо спишутся деньги за сам факт звонка, либо злоумышленники постараются предложить обманную услугу.
Как защититься
Наиболее действенный метод — соблюдение цифровой гигиены и повышение осведомленности об актуальных атаках. Не скачивать подозрительные или непроверенные приложения, проверять действительность сайтов и данных об организации, вовлекающей вас в процесс заработка, льгот и так далее.
А, главное, — никогда не передавать по телефону платежную информацию и личные данные.
При звонках неизвестных лиц лучше не брать трубку, а при подозрительных звонках не нужно стесняться прервать разговор, чтобы уточнить информацию о человеке. Это поможет защититься от большинства угроз в цифровой среде.