Примерное время чтения: 8 минут
220

Где плачут наши денежки? Как защититься от кибермошенников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Нижнее Поволжье №24 15/06/2022
Телефонные мошенники сейчас снова активизировались.
Телефонные мошенники сейчас снова активизировались. / Виктор Яшуков / АиФ

Казалось, уж сколько раз  предупреждали об опасности телефонных мошенников. Но увы: они не просто продолжают собирать незаконную жатву с волгоградцев, а ещё и наращивают обороты, изобретая всё более изощрённые схемы обмана.

Потому эта публикация – из разряда «Прочитай сам и расскажи другому». 

«За деньгами придёт курьер»

…В предрассветную тишину тревожным звуком ворвался телефонный звонок.

– Кто? – спросила напуганная пожилая женщина. 

– Ваша внучка попала в ДТП: её сбила машина. Сейчас она в больнице – нужны деньги на операцию и лечение, – сообщил незнакомый голос.

– Как я найду внучку? – запаниковала старушка.

– Искать пока не надо: больная в тяжёлом состоянии. За деньгами придёт наш курьер, – ответил голос.

Взволнованная бабушка быстро собрала все свои накопления и поспешила отдать их «курьеру», который прибыл через несколько часов. И только потом позвонила внучке, которая, как оказалось, ни в какое ДТП не попадала. Так пожилая женщина лишилась всех своих сбережений.

Это одна из наиболее распространённых схем телефонного мошенничества. Казалось бы, ну почему не позвонить близкому сразу? А потому, что у человека в состоянии паники работает не разум, а эмоции, объясняют психологи. И он готов на всё, чтобы спасти дорогого человека. 

Именно за такой «развод» пожилых людей в конце мая 2022 г. в Волгограде был задержан 18-летний курьер, работающий на украинский колл-центр. Как рассказали на брифинге в волгоградском РИАЦ, парень под угрозой шантажа занимался сбором и переводом на Украину денег, полученных в результате телефонных мошенничеств.

– Из соседней страны поступало наибольшее количество мошеннических звонков, – отмечает начальник отдела по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием IT-технологий ГУ МВД России по ВО Максим Ананьев. – В начале первого квартала этого года произошёл спад таких преступлений. Связано это было с нашей профилактической работой и с началом спецоперации на Украине. Но после небольшого затишья украинские колл-центры, по всей видимости, передислоцировались и стали атаковать волгоградцев ещё больше.

Каждый год число таких преступлений увеличивается вдвое. Растёт и размер ущерба. Так,  недавно в Тракторозаводском районе женщина отдала мошенникам 9 млн руб., лишившись всех своих накоплений! А всего в Волгоградской области за четыре месяца зарегистрировано 3068 IT-преступлений: это на 362 больше, чем в 2021 году. 

Вдумайтесь в цифру: по итогам первого квартала мошенники лишили волгоградцев 341 млн руб.! Вернуть удалось лишь 34 млн руб. Раскрываемость преступлений составила 25%, по сравнению с прошлым годом она увеличилась.

Большая паутина

Самые распространённые аферы всё те же – это звонки под видом банковских сотрудников, которые, например, сообщая информацию о блокировке счёта, стараются узнать реквизиты банковской карты.

Казалось бы, тоже известная схема. Но люди продолжают добросовестно сообщать реквизиты! И тут надо понимать масштабы угрозы: так, на брифинге прозвучало, что в ходе спецоперации российские военные обнаружили в Бердянске Запорожской области сеть колл-центров с персональными данными на 20 млн россиян, которые были получены из сервисов логистики и доставки. Их взламывали через интернет-ресурсы. Так что если хоть раз делали покупку через интернет, можете получить такой звонок. 

Активно используется и фишинг – то есть доступ к персональным данным путём рассылки электронных писем, скажем, от имени банков. В письме есть прямая ссылка на сайт, по виду неотличимый от настоящего. Но после ввода на поддельной странице ваших логина и пароля жулики получают доступ к  реальным аккаунтам и банковским счетам. 

Специалисты предупреждают: более 80% финансовых мошенничеств происходит с использованием социальной инженерии – то есть психологического манипулирования.

– Мошенники обычно представляются сотрудниками разных официальных организаций, – отметил зав. сектором информбезопасности отделения по ВО Южного главного управления Банка России Олег Крюков. – Могут звонить даже с поддельных номеров силовых структур. Они обращаются к людям по имени-отчеству, могут назвать другие личные данные. Могут запросить информацию по вашей карте или завести на ваш телефон программные продукты для последующего хищения средств.

Увы, но злодеи не дремлют, их приёмы становятся всё более изощрёнными. Мошенники научились отправлять СМС с официального номера крупного банка прямо в момент разговора с жертвой, чтобы подтвердить подлинность звонка. 

Недавно стала применяться новая схема – «обман на обмане». Уже пострадавшему человеку могут позвонить и предложить поймать преступников на живца, для чего необходимо снова перечислить деньги. И люди опять верят!

Есть ли свет в конце тоннеля? По словам Олега Крюкова, в большинстве случаев владелец карты сам сообщает мошеннику все данные для списания средств. В этом случае банки не могут защитить средства клиента. Между тем даже данных только на лицевой стороне банковской карты уже достаточно для того, чтобы купить что-либо за наш счёт в интернет-магазине. 

– Профилактика таких преступлений – это прежде всего информирование жителей, – замечает начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции ГУ МВД России по ВО Константин Титовский. – В этих целях с 1 июня ГУ МВД России по ВО проводит месячник по профилактике мошенничества. 

Борется с кибермошенниками и Банк России. 

– Создана база данных, где содержится информация о мошенниках и их сообщниках, так называемых дропперах, – рассказал Олег Крюков. – Банк России сообщает об этом кредитным организациям, которые обязаны встроить информацию в свои бизнес-процессы и проверять переводы по базе. Если возникнут какие-либо подозрения, сотрудник банка имеет право приостановить транзакцию на два дня. Операторы могут позвонить и поинтересоваться, инициировали ли вы как владелец карты тот или иной перевод. Достаточно только ответить «нет». Никаких дополнительных действий сотрудники банков не требуют.

Кроме того, недавно прокуратура получила возможность заблокировать мошеннический сайт всего за три дня.

Сейчас правительство рассматривает законопроект, предусматривающий оперативный обмен информацией между Центральным банком и МВД России. Он позволит блокировать всю цепочку счетов в рамках одного уголовного дела в связи с мошенническими списаниями с банковских карт.

Краткая хроника недавних финансовых потерь

  • Только за сутки с 6 по 7 июня 2022 года ущерб от действий телефонных мошенников в ВО составил более 5,5 млн руб.
  • 35-летнему волгоградцу неизвестный, представившийся работником банка, сообщил, что на его счёт якобы пытаются оформить кредит. Мужчина поверил и перевёл мошеннику 897 тыс. руб.
  • 43-летнему жителю Камышина лжесотрудник правоохранительных органов сообщил о проведении некой операции по изобличению недобросовестных сотрудников банков. Камышанин оформил на себя онлайн-кредит на 3,5 млн руб. и перевёл эти деньги мошенникам.
  • С 8 по 9 июня 2022 года в полицию поступило 16 заявлений волгоградцев, пострадавших от действий телефонных мошенников.
  • Сразу несколько человек заявили, что мошенники вымогали у них деньги под видом родственников, совершивших ДТП и улаживающих проблемы с законом. Так, 76-летней жительнице Тракторозаводского района Волгограда под видом внучки позвонила незнакомка и попросила помочь решить проблемы с полицией после  ДТП. Пожилая женщина поверила и в подъезде дома передала курьеру 283 тыс. руб.

Полезно знать

  1. Сотруднику банка не нужна информация по вашим картам. Он никогда не попросит вас пойти в банкомат, а пригласит в ближайший офис.
  2. Никаких «безопасных банковских счетов», о которых говорят мошенники, не существует.
  3. Полицейский не станет привлекать вас к оперативно-розыскным мероприятиям по телефону и грозить уголовным преследованием за отказ сотрудничать.
  4. На сайте Банка России создан раздел, где перечислены наиболее распространённые способы мошенничества.

Совет от психолога

Оксана Юрьева: «Главное – не общайтесь с телефонным мошенником: вы и сами не заметите, как вас обведут вокруг пальца. Это специалисты подготовленные, натасканные, знакомые с методами нейролингвистического программирования и другими серьёзными методиками. Они могут легко переключать ваше сознание, давить на психику, манипулировать эмоциями, подчинять своей воле. Только подумайте – взрослые, разумные люди своими руками добровольно отдают сбережения, которые копили всю жизнь, миллионы рублей! Так что не надо состязаться с таким противником – просто кладите трубку и звоните в полицию».


Комментарий. Руководитель отделения по ВО Южного главного управления Банка России Роман Рахматулин: «С начала 2022 г. предотвращено 90 тыс. незаконных списаний со счетов жителей Волгоградской области, из которых 25 тыс. в мае.  Прорабатывается возможность предоставлять правоохранительным органам доступ в единую базу мошеннических операций, которую ведёт Банк России. Тогда не надо будет запрашивать эту информацию у всех кредитных организаций. Пополнить «чёрный список» банковской структуры могут и сами граждане: информацию о попытках мошенничества принимают обслуживающие банки».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах