Редкий день обходится без того, чтобы в сводках МВД не было сообщений об очередных доверчивых гражданах, поделившихся своими сбережениями с телефонными мошенниками. Вот и 29 сентября стало известно – 82-летнюю жительницу Николаевского района Волгоградской области обманули аферисты, представившиеся сотрудниками Центрального банка. Пенсионерку напугали тем, что на нее пытаются оформить несанкционированный кредит.
Спасти деньги можно, убедили женщину. Для этого нужно снять со счета все накопления и передать деньги курьеру – тот зачислит их на «безопасный» счет. В этом качестве выступил студент-третьекурсник одного из волгоградских вузов – он приехал к сельчанке и забрал у нее 2,5 млн рублей. В настоящее время он арестован, однако деньги уже ушли по цепочке.
Какие еще способы отъема денег у волгоградцев используют мошенники, выяснял vlg.aif.ru.
«Вам звонят из полиции»
Классика жанра – мошенники звонят, представляются полицейскими и сообщают, что близкий человек стал виновником ДТП. Спасти его от уголовной ответственности могут только большие деньги. Казалось бы, схема стара как мир, однако действует в большинстве случаев безотказно. На эту удочку попалась 79-летняя жительница города Фролово. Чтобы уберечь свою дочь, пенсионерка не пожалела 100 тыс. рублей, которые передала курьеру мошенников.
Курьера задержали. Но полученные от фроловчанки деньги он уже успел положить на карточку своим подельникам. Оперативнику волгоградец пояснил – хотел подработать, нашел «вакансию» в соцсети. Тот назвал адрес женщины, к которой нужно было заглянуть, чтобы забрать ее накопления.
Для любителя легких денег этот визит закончится, скорее всего, колонией. Но сбережения пенсионерке никто не вернет. И таких случаев на счету этого сообщника аферистов как минимум пять – аналогичные преступления он совершил в Ленинском и Среднеахтубинском районах, городе Волгограде. А желающих заработать на скорую руку немало, и что самое печальное – среди них есть совсем молодые люди, обеспечившие себе пребывание в колонии.
Куда ведет QR-код
Мошенничество с помощью QR-кодов избавило преступников от необходимости тратить время и средства на переговоры. Обладатели смартфонов сами переходят на сайты-ловушки.
Аферисты расклеивают у подъездов различные объявления – например, о замене счетчиков или домофонов. В последнем случае указывают, что новые ключи можно быстро заказать, воспользовавшись QR-кодом. Чтобы притупить бдительность жильцов, под изображением размещают реквизиты реальной УК или компании, занимающейся обслуживанием домофонов.
На ресурсе, куда приводит QR-код, размещается несложная форма, в которой собственника квартиры просят указать адрес и число ключей, затем присылается номер карты, на которую следует перевести деньги.
«Такие объявления срабатывают именно потому, что жильцы не ожидают подвоха от УК или домофонной фирмы. Для другой целевой аудитории – студентов, молодых родителей, начинающих предпринимателей, пенсионеров – мошенники используют иные уловки. Например, предлагают бесплатную консультацию о гарантированной соцвыплате», – рассказывает правовой эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев.
Сканируя QR-код, человек попадает в чат-бот в мессенджере, где лже-консультант якобы из государственного органа подтвердит информацию о полагающейся выплате. Далее абоненту присылают анкету, где он должен ввести паспортные данные, номер СНИЛС, платежные данные карт, коды безопасности. В результате преступники получают доступ к его счетам или аккаунту на портале «Госуслуги». И в лучшем случае человек лишится только собственных средств, а в худшем станет обладателем займа или кредита, а то и владельцем «бизнеса», если мошенники оформят на него юрлицо.
«Проголосуй за Лену»
В последние дни августа множество волгоградцев получили в популярном мессенджере сообщение с номера своей знакомой, известной в городе общественницы, с просьбой проголосовать за ее племянницу, перейдя по ссылке. Девочка якобы могла получить возможность попасть в престижный лагерь. Большинство откликнулись. Тревогу поднял местный активист.
«При переходе по ссылке вы даете злоумышленникам доступ к вашему телефону. Они перехватят управление аккаунтом и аналогичные сообщения начнут поступать уже с вашего номера вашим контактам. Кроме того, мошенники могут открыть от вашего имени карту в любом банке, а затем рассылать вашим контактам сообщения с просьбой сбросить на нее деньги. Узнав об этом, нужно немедленно заблокировать карту и заявить о возврате поступивших на нее денег», – пояснял Алексей Ульянов.
Однако не все услышали его предупреждение. В результате через пару недель массовой рассылкой подозрительных текстов озаботилась уже полиция – в них указывалась все та же ссылка.
«Данная ссылка ведет на фейковый ресурс. Сообщать запрашиваемые им сведения нельзя: мошенники тут же получат доступ к конфиденциальной информации», – уточняли в главке МВД.
В полиции призывали сообщить абоненту, от которого получено сообщение, о том, его аккаунт взломан.
«Продлите сим-карту»
«Telegram и WhatsApp – довольно защищенные площадки для общения. Пока вы остаетесь внутри мессенджеров, ваш аккаунт в безопасности. Но, переходя с них по внешним ссылкам, вы покидаете инфраструктуру мессенджера и становитесь уязвимым для мошенников. Открывается страница-клон соцсети или известного сайта, где нужно якобы авторизоваться для дальнейших действий. Таким образом человек по незнанию добровольно передает мошенникам свои данные для входа и теряет доступ к аккаунту», – рассказывает IT-специалист Андрей Молчанов.
Тем временем в сентябре главк МВД сообщил еще о двух способах проникнуть в телефоны ничего не подозревающих абонентов. Один из них – мошенники представляются сотрудниками банков и предлагают установить программу поддержки клиента, дополнительную защиту или антивирусное приложение.
«На самом деле клиент переходя по присланным ему ссылкам устанавливает на своем смартфоне программу удаленного доступа RustDesk или AnyDesk. Преступники получают возможность входить в любые приложения, в том числе, приложения банков на телефоне доверчивого абонента и похищать его деньги», – поясняют в пресс-службе ведомства.
По этой схеме злоумышленники обманули на днях 36-летнего фроловчанина – мошенники, используя приложение RustDesk, списали с его банковского счета около 200 тыс. рублей.
Второй способ – звонки поступают якобы от представителей мобильного оператора. Собеседник сообщает, что у клиента вот-вот закончится срок действия его сим-карты и предлагает его продлить, назвав код, который пришел в sms-сообщении.
«Так абонент предоставляет аферистам доступ в личный кабинет портала «Госуслуги». Они меняют пароль и используют персональные данные, чтобы оформить кредит, оплатить товар. При этом владелец номера ничего не будет об этом знать – сообщения придут уже на другой номер, указанный мошенниками», – поясняют в главке.
«Ищите замочек»
«В последнее время участились случаи вовлечения абонентов в разговор с предложением зарабатывать на «новом проекте от Цукерберга». Злоумышленники предлагают перейти в бот в мессенджере по ссылке, пройти там опрос, ввести свои фамилию, имя и отчество, e-mail и номер телефона. Абонента уеждают: после опроса «искусственный интеллект» начнет самостоятельно торговать на бирже от имени пользователя, а тому останется только снимать полученные деньги», – рассказывает Владимир Кудрявцев.
Надо ли говорить, что обещанный доступ к финансовым инструментам не предоставляется, а персональные данные отправляются к мошенникам?
Еще одна новинка – создание поддельных точек Wi-Fi в общественных местах. Об этой опасности предупредил «Сбер». Злоумышленники могут создавать поддельные точки доступа к интернету, чтобы похищать персональные данные, а затем и средства граждан. Специалисты банка советуют не пользоваться банковскими приложениями, не совершать оплату на сайтах и ничего не скачивать, подключившись к публичному Wi-Fi.
Определить сайты с безопасным соединением несложно – в адресной строке должны быть буквы https и изображение замочка, означающего «защищенный режим». Также от мошенников может спасти антивирусное программное обеспечение.
«Схем много, цель одна»
Еще об одной схеме предупредил банк ВТБ – клиентам предлагают «обновить» деньги на счете, чтобы обеспечить их дополнительную защиту.
Представляясь сотрудниками банка, аферисты информируют о подозрительных операциях на счете клиента. Для убедительности они могут прислать поддельные документы, похожие на официальный бланк, и даже предложить застраховать сумму больше 1 000 рублей за счет «резервного фонда банка». А в качестве компенсации за неудобства обещают повышенную ставку по вкладу.
Если клиент поддается на их уловки, мошенники просят перевести деньги на «безопасный» счет через банкомат, гарантируя, что после обновления реквизитов все финансовые активы, находившиеся на счетах клиента, будут восстановлены. В действительности же они выманивают средства на свои счета.
«Бумага с подписью и печатью выглядит убедительно и вызывает у клиентов доверие. Однако стоит обратить внимание, что мошенники присылают эти документы после звонка в мессенджеры. А банки никогда не коммуницируют через них с клиентами. К тому же банк никогда не будет просить обновить счет – если операция кажется подозрительной, доступ к нему просто блокируется банком», – пояснил старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов.
«Да, мошенники постоянно изобретают новые способы вовлечения жертв в свои сети. Но их основной метод – выудить в разговоре или переписке персональные данные, которые можно использовать для оформления на абонента микрозайма или иной денежной придумки, и сведения о банковском счете, чтобы в конечном итоге выманить с него средства», – подчеркивает Владимир Кудрявцев.