151

Помощь с неба. Как в Волгоградской области работает санавиация

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Нижнее Поволжье №24 16/06/2021
Для посадки вертолётов санавиации созданы пять специализированных площадок в Волгограде, Волжском, Камышине и Урюпинске.
Для посадки вертолётов санавиации созданы пять специализированных площадок в Волгограде, Волжском, Камышине и Урюпинске. Администрация Волгоградской области

В Волгоградской области сложных пациентов из сельских районов транспортируют в ведущие клиники города-героя за считаные часы – к ним прилетает «крылатая скорая». 

Наш регион одним из первых в стране возродил санитарную авиа­цию, и врачи вылетают в самые отдалённые районы области. Как помощь приходит в прямом смысле с небес, узнавал «АиФ»-НП».

На все сто

Первый вылет вертолёт «Ансат» совершил в нашей области в 2017 году, а с 2021 года «крылатая скорая» стала работать во внесезонном режиме. В этом году количество вызовов уже перевалило за 100, причём сотый вылет ещё свеж в памяти врачей. Медицинской бригаде пришлось бороться за жизнь 59-летней жительницы Еланского района. Оттуда женщину экстренно транспортировали в Волгоградский областной кардиологический центр с подозрением на инфаркт. 

Общий налёт авиабригады за пять месяцев составил более 300 часов.

– Санавиация, или отделение экстренной медицинской помощи, вошло в структуру Волгоградской клинической больницы № 25 не так давно – с 2019 г., – говорит заместитель главврача БСМП № 25 по медицинской части Максим Бочаров. – Раньше авиабригада относилась к центру медицины катастроф. В этом году полёты начались с января. Из-за капризов погоды за первый месяц 2021-го авиабригадой было выполнено пять полётов. Все знают, что метеообстановка в нашей области постоянно меняется, потому ориентируемся и следим за погодными условиями. Конечно, для оказания экстренной помощи пациентам принципиальным фактором является время.

Врач объясняет: например, для больных с острой сосудистой патологией, такой как инфаркт миокарда, инсульт, принят термин «дверь – баллон». Так называют временной промежуток, когда в дом пациента прибывает медработник и оказывает высокотехнологичную помощь – ставит стент в коронарную артерию. Это шанс спасти сердечную мышцу. Такой промежуток ещё называется «золотым часом». Поэтому роль санитарной авиа­ции в спасении сердечно-сосудистых больных огромная.

То же самое касается и других пациентов, только в иных случаях применяют другие подходы. Допустим, пострадавших в ДТП с обширными травмами в первые сутки трогать нельзя – им нужно оказывать помощь на месте. Для этого вылетает в том числе консультативная бригада, чтобы прооперировать и стабилизировать состояние больного. И только после этого пациента переводят в медучреждение на уровень выше.

По словам Максима Бочарова, чаще всего авиабригада помогает пациентам с инфарктами, инсультами, травмами после ДТП. Также медикам нередко приходится транспортировать детей в токсикологический центр, сформированный на базе больничного комплекса. С помощью санитарной авиации перевозят малышей с различными отравлениями. 

Час полёта стоит бюджету порядка 273 тысяч рублей. Однако, конечно, всё зависит от расстояния – дальности вылета. С самого начала и до сегодняшнего дня контракт на предоставление транспортных услуг подписан с компанией «Русские вертолётные системы».

Счёт на минуты

– Не обходится и без проблем, – признаётся Максим Бочаров. – В первую очередь они связаны с тяжестью состояния пациента. На то, чтобы прилететь к тяжелобольному человеку, взять его на борт и транспортировать в больницу, затрачивается какое-то время. За этот период состояние больного меняется. Прежде всего проблемой является стабилизировать пациента в условиях «чужого» стационара. Здесь важно взаимодействие между центральной больницей, такой, как 25-я, сотрудниками отделения санавиации и врачами в районах. У нас получается это делать, все проблемы решаем быстро.

Сплошной  экстрим – так характеризует свою работу в сан­авиации анестезиолог-реаниматолог Илья Михайлович Настачук. Ему есть с чем сравнивать – работа на скорой и в военном госпитале дала бесценный опыт.

– Работа в небе – это ограниченное пространство, считаные минуты для принятия единственно верного решения и грамотные дальнейшие действия до прилёта в Волгоград, – говорит врач. – Спросить совета не у кого – рассчитываешь только на себя.

Однажды летели в Камышин забирать ребёнка с тяжёлыми ожогами, а получилось так, что в вертолет пришлось грузить двоих – в это же время госпитализация потребовалась мужчине, который по ошибке выпил уксусную эссенцию. В полёте у того произошла остановка сердца – пришлось срочно делать реанимацию. 

Тревожным выдался и ночной полёт в Михайловку, где предстояло забрать 36-летнего парня с острым инфарктом миокарда. 

– В таких ситуациях счёт идёт на минуты,  – говорит Илья Михайлович. – За время суточного дежурства мы делаем один-два вылета, иногда и больше. Сан­авиацию вызывают на помощь местные медики, если не справляются с ситуацией на месте. Поэтому часто в вертолёте находится целая бригада: хирург, травматолог, уролог, другие специалисты.

«Работать у нас могут не все»
Заведующий отделением экстренной консультативной медицинской помощи больницы № 25 Владимир Ярмолич: «Бригады врачей для санавиации формируются в зависимости от каждого отдельного случая. Например, нередко хирургам приходится вылетать на операции в районы области. Если больной транспортабельный, мы стараемся его эвакуировать в Волгоград. А если нет, значит, необходимо оперировать на месте. Санавиация работала и в наиболее острые ковидные периоды. В нашем отделении даже выделена отдельная ковидная бригада, в которую входит врач – анестезиолог-реаниматолог и медбрат. Не каждый дипломированный медик сможет работать на скорой помощи, в том числе в сан­авиации. В нашей работе нужны энтузиасты и те, кто способен переносить экстремальные ситуации. Не все, кто приходит к нам работать, потом остаются. Но основной костяк коллектива у нас сложился – те, кто может и летать, и ездить на дальние расстояния. Ведь вертолёт способен преодолеть без дозаправки расстояние до 400 км, а иногда больных мы эвакуируем, например, в столичные клиники – за тысячу километров. Таких пациентов врачи перевозят с помощью самолётов или поездов».

Сколько вылетов совершила санавиация?

  • 2017 г. – 196 (в этот год был совершён первый вылет)
  • 2018 г. – 311
  • 2020 г. – более 300
  • 2021 г. – более 100

Экстренно и планово

Работа по повышению качества и доступности современной медпомощи, своевременной диагностики ведётся в Волгоградской области с 2014 г. 

Такую задачу поставил глава региона Андрей Бочаров. При этом особое внимание направлено на то, чтобы помощь могли своевременно получать жители всех районов области, включая удалённые. 

В этой связи Андрей Бочаров представил президенту РФ Владимиру Путину проект по модернизации службы экстренной медпомощи региона и созданию единой современной пациентоориентированной системы здравоохранения. Президент проект поддержал.

Развитие санавиации продолжается в рамках регионального проекта «Первичная медико-санитарная помощь» нацпроекта «Здравоохранение». К 2024 году парк медицинских вертолётов планируется увеличить.

Работа в этом направлении продолжается: так, за последние годы приведены к мировым стандартам больницы № 7 и № 25, продолжается обновление больницы № 15 и областной больницы № 1 в Волгограде, больницы им. С. З. Фишера в Волжском. Отремонтированы 600 медучреждений по всей области, создана единая дежурно-диспетчерская служба «03», сократившая время доставки пациентов в стационар, возрождена санитарная авиация, на 90% обновлён автопарк скорой, развивается сеть ФАПов. Дополнительные ресурсы для реализации масштабных планов обеспечивает включение предложений Волгоградской области в нацпроект «Здравоохранение».

Санавиация в Волгогорадской области

Материал подготовлен в рамках проекта «Медицина в новом формате»

 

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах