Примерное время чтения: 6 минут
156

Медицина уходит в цифру. Зачем больницы связывают в единую информсеть?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Нижнее Поволжье №4 22/01/2020
Новые технологии экономят время и врачей, и пациентов.
Новые технологии экономят время и врачей, и пациентов. / Олеся Ходунова / АиФ

Записаться к врачу по телефону, прийти на приём без предварительного сбора массы бумаг, не тратить время на оформление карточки в регистратуре — всё это  значительно облегчает жизнь пациенту. Цифровые технологии  активно внедряют в систему здравоохранения Волгоградской области. Курс на цифровизацию держит и областной онкологический центр.

По горячей линии

Более двух лет в волгоградском онкодиспансере действует единый многоканальный колл-центр. Записаться на приём можно по телефону 609-608. На линии 12 операторов работают в две смены, обрабатывая ежемесячно по 14 тысяч звонков.

– Операторы работают пять дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8.00 до 20.00, – говорит начальник информационно-аналитического центра больницы Антон Степонавичус. – Они отвечают на вопросы пациентов и обрабатывают заявки на обратную связь с ними. В течение месяца нам поступает более 14 тысяч звонков от желающих записаться на первичный приём и диагностику.

В областном онкодиспансере процесс цифровизации проводится в рамках двух федеральных проектов: «Борьба с онкологическими заболеваниями» и «Информатизация медицинской службы».

Следующим шагом в развитии онкологической службы региона стало открытие четырех центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) в целях ранней диагностики рака. Ещё четыре ЦАОПа будут открыты в 2020 году. Всего до конца 2021 года в больницах и поликлиниках Волгограда, Волжского, Михайловки, Камышина, Калача-на-Дону, а также в Палласовском, Урюпинском и других районах области будут запущены 14 центров амбулаторной онкопомощи.

Обойтись без бумаг

В ЦАОП поступают данные из прикреплённых медицинских учреждений первичного звена о пациенте с подозрением на злокачественное новообразование. Одновременно  человека записывают на приём к специалисту в областном онкодиспансере. Не более чем за 14 дней пациента обследуют в ЦАОПе, а затем отправляют в учреждение третьего уровня оказания медпомощи. Запись для прохождения курса химиотерапии, постановка на диспансерное наблюдение – всё проводится через информационную систему.

Теперь больному не обязательно привозить в головное учреждение – онкодиспансер – пачки бумаг с результатами первичных обследований и заключениями специалистов. Все данные хранятся в единой информационной системе БАРС. В регистратурах установлены считыватели полисов ОМС, что сокращает время внесения в базу сведений первичных пациентов; в информационной системе ведётся даже персонифицированный учёт лекарственных препаратов.

Важно, что записаться к специалисту онкологического центра в режиме онлайн скоро станет возможно и с помощью специального мобильного приложения. В личном электронном кабинете пользователь сможет получить доступ к своей истории болезни и результатам диагностических процедур или уже проведённого лечения. Этот сервис уже разработан и сейчас проходит тестирование. Запуск мобильного приложения особо поможет жителям отдалённых от областной столицы районов, которым после лечения не нужно будет возвращаться в головную клинику за результатами проведённых здесь исследований – в нужный срок вся информация отразится в личной электронной истории болезни в мобильном приложении онкоцентра.

Мегамозг для базы данных

С запуском в работу всех 14 ЦАОПов операторам многоканальной телефонной линии Волгоградского онкологического центра предстоит обрабатывать в разы больше заявок, чем сегодня. Храниться медицинские данные о пациентах будут в специальных помещениях ПЭТ-центра, который появится в новом корпусе онкодиспансера. Планируется, что строительство центра обработки и хранения данных будет проводиться в рамках реализации государственно-частного партнёрства.

В настоящее время на территории онкоцентра строятся семи- и девятиэтажный блоки лечебно-диагностического корпуса клиники. В состав нового модуля войдут детская и взрослая поликлиники на 100 и 600 посещений в смену, отделения эндоскопии, маммологии, клинико-диагностическая лаборатория, реанимация и отделение интенсивной терапии. Общая площадь двухсекционного корпуса, который будет соединён с основным зданием онкоцентра крытым переходом, составит 19,9 тысячи квадратных метров. Проектом также предусмотрена реконструкция кислородной станции, котельной и строительство насосной станции с резервуарами.

Центральным звеном цифрового контура всех корпусов онкодиспансера станет центр обработки данных (ЦОД). Он уже запущен перед новогодними праздниками. С помощью ЦОД будет осуществляться мониторинг и маршрутизация пациентов, выдача электронных направлений, хранение и выдача результатов исследований и многое другое. Все работы завершат в 2022 году.

– Сегодня мы продолжаем развивать онкослужбу: уже открыты четыре ЦАОПа, оборудованных по самому высокому, третьему уровню оказания помощи, – говорит губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. – В следующем году сдадим ещё четыре. Таким образом, к концу 2021 года их будет уже 14. Это серьёзный прорыв для всей региональной медицины. Сейчас мы переходим к масштабной работе по ремонту и созданию современных операционных, а также к проектированию центра лучевой терапии. Параллельно с этим продолжаем обучать специалистов для новых учреждений: до конца следующего года мы должны подготовить 230 таких квалифицированных врачей-онкологов.

В формате видео

Работа по цифровизации медицины проводится и в рамках развития телемедицины. Волгоградские врачи дистанционно получают консультации национальных медицинских исследовательских центров Министерства здравоохранения РФ. Проведение совещаний с врачами-специалистами по видеосвязи доступно как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Всего в регионе функционируют 12 телемедицинских центров, к которым подключены 108 лечебных организаций Волгоградской области, в том числе расположенных в сельских районах. Передача данных идёт по отдельным каналам связи с абсолютной защитой персональных данных пациентов. Консультации в формате видео-конференц-связи с отдалёнными больницами региона проводятся для принятия решений в сложных случаях, а также для организации транспортировки пациентов в крупнейшие клиники региона. Ежегодно в регионе проводится тысячи таких совещаний, что лишний раз показывает, насколько плотно цифровизация вошла в нашу жизнь.

Мнение
Заместитель главного врача Волгоградского онкологического диспансера по хирургической части Виктория Жаворонкова: «Мы сможем беспрепятственно работать во всех информационных системах: обмениваться информацией у себя с филиалами, с центрами амбулаторной помощи, федеральными учреждениями. Информационное обеспечение медицинского учреждения позволяет облегчить жизнь самому пациенту, чтобы процесс от записи на приём к врачу до самого осмотра был максимально сжат во времени. С другой стороны, это большая помощь в работе самого врача, когда вся информация о пациенте заносится в базу и при необходимости с ней может ознакомиться специалист любого медицинского учреждения нашей страны». 

Комментарий
Заведующая поликлиническим отделением Волгоградского областного онкологического диспансера Ольга Кондратьева: «Переход на информационную медицинскую систему БАРС позволил уйти от бумажных носителей. Теперь никаких карт не нужно: пациент пришёл на приём к определённому врачу к определённому времени. Уже в кабинете мы открываем его историю в цифровом формате, видим все данные пациента, даже если он обращался в другие учреждения, где есть БАРС. Это удобно, ведь такое хранение информации рассчитано на долгие годы. В отличие от исследований на бумажных носителях, электронные невозможно потерять».

Материал подготовлен в рамках проекта «Медицина ХХI века»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах