Примерное время чтения: 3 минуты
192

Лечиться по-честному. Почему важно досконально изучать договор с клиникой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижнее Поволжье №35 30/08/2023
Стоимость услуг обязательно должна быть прописана в договоре.
Стоимость услуг обязательно должна быть прописана в договоре. / Станислав Ломакин / АиФ

В предыдущем номере «АиФ» – Нижнее Поволжье» опубликовал статью «Медицина: платно или бесплатно?» о введении в России с 1  сентября обновлённых правил оказания медицинских услуг. Сегодня по просьбам читателей разъясняем некоторые нюансы важного для пациентов документа. 

Так, многих интересовал вопрос: что изменится во взаимоотношениях пациента, который обращается в платную клинику?

– При обращении в платную клинику имейте в виду, что вам должны предоставить образец договора на оказание медицинских услуг, причём вы имеете право ознакомиться с ним до подписания, – обращает внимание председатель РОО «Лига прав потребителей» Ксения Осадчая. – Очень часто пациенты подписывают договор, не глядя, просто ставят подпись в конце документа, который им даёт администратор. А напрасно – если потом с клиникой случатся разногласия, то доказать вашу правоту будет непросто.

Ещё важный момент: в договоре должен быть указан полный перечень услуг, что вам окажут, а также их стоимость. Это актуально, так как некоторые клиники указывают стоимость лишь в конце, в акте приемки-сдачи услуг. И когда на финишном этапе вы узнаете стоимость лечения, изменить цену уже не получится. 

– Исполнитель, то есть клиника, должен довести до сведения пациента полный объём информации, чтобы у потребителя был выбор, – отмечает Ксения Осадчая. – Так, если есть варианты более и менее затратные, вы должны об этом знать. Как правило, в контактах с пациентом изначально предлагают наименее бюджетный вариант, ведь любая клиника – это коммерческое предприятие. Но вам, подчеркиваю, обязаны представить все возможные варианты.

Ещё о нюансах оплаты: если вам оказывают дополнительные услуги, то на них должно заключаться дополнительное соглашение. Его также внимательно прочитайте.

В судах рассматривается немало дел, когда потребители годами пытаются получить с медклиник положенное. Однако закон определяет чётко: устранить недостаток услуги исполнитель обязан в тот же срок, в который услуга была оказана. То есть если пломбу поставили за один день, то и заменить её должны в тот же срок.

– Обратите внимание на пункт 16 обновлённых правил: в клинике потребителя должны заранее предупредить о свойствах услуги и рисках, которые она несёт, – говорит Ксения Осадчая. – Другими словами, о возможных осложнениях, последствиях и прочем. Равно как и о рисках – ведь только вы вправе распоряжаться своим здоровьем и оценивать, на что идёте ради него.

Также есть важнейшие новшества, касающиеся дистанционного заключения договора. 

– Такой договор теперь смогут заключать лишь те клиники, которые имеют свой сайт, – объясняет эксперт. – Там должна быть указана вся важная информация об исполнителе, включая лицензию, прайс, образец договора с потребителем, а также возможность для пациента создать личный кабинет. Если ранее клинике было достаточно прислать по электронной почте пациенту договор, тому – подписать и прислать скан документа, то теперь всё сложнее.

Клиника присылает вам договор, подписанный усиленной цифровой подписью. В ответ вы подписываете документ не от руки, а тоже электронной подписью и отправляете – вот так будет по закону.

И ещё: в договоре клиника не имеет права навязать вам обязательный досудебный порядок рассмотрения претензии. Вы можете обращаться в суд сразу, если считаете, что ваши права нарушены. 

При этом, отмечает Ксения Осадчая, изначально в договоре любой частной (и государственной) клиники не должно быть пунктов, ущемляющих прав потребителя.  

Кстати
Правила оказания медицинских услуг были утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 и вступают в силу 1 сентября 2023 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах