Ритм жизни современных школьников и даже дошкольников утомил бы и взрослого. Меньше двух кружков сегодня - и ты едва ли не лодырь. А лучше - больше, иначе как узнать, где проявится талант. Но когда чадо хвалят за успехи, часто можно услышать: «Да он у нас в папу/маму такой умный/творческий». Так если всё дело в генах, нужна ли эта гонка в поисках таланта? Что важнее – передавшиеся по наследству особенности или среда, в которой мы растем и развиваемся? На этот вопрос попытались ответить известные лекторы - учитель биологии, физиолог, популяризатор науки Антон Захаров и его брат-близнец, психофизилог, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Илья Захаров, которые выступили в Волгограде в рамках научного фестиваля.
Загадочная история близнецов
Вопрос о существовании у человека врожденных идей и способностей волновал людей еще несколько столетий назад. В XVII веке английский философ Джон Локк в своём трактате «Опыт о человеческом разумении» применил известное сегодня словосочетание tabula rasa – дословно «чистая доска». Под ним подразумевалось, что все дети рождаются одинаковыми, некими «белыми листами», а теория врожденных идей, иначе - генетики, подвергалась критике. В XX веке изучением вопроса о генах и среде занялись естественные науки. Серьезным толчком стала нашумевшая история о близнецах Джиме Льюисе и Джиме Спрингере. Разлученные в детстве, они встретились 39 лет спустя, и, как выяснилось, жили очень схоже. Оба брата были баскетболистами, женились дважды и оба раза - на женщинах с одинаковыми именами, также занимали одинаковые должности, курили одинаковые сигареты и отдыхали в одних и тех же местах. Так ли все было в действительности, точно узнать уже невозможно. Однако после этого «близнецовый метод» стал одним из важных в поисках ответов на вопросы о влиянии генов и среды, но не единственным.
Крах tabula rasa
Почти за столетие участие в 3000 различных исследованиях приняли около 15 млн человек. «Ученые следили за влиянием среды и генов на разные характеристики личности, в том числе и на интеллект, умственные способности. И прежде всего развеяли миф о tabula rasa - «чистом листе», - рассказывает Антон Захаров. – Кого-то это может напугать: получается, при рождении в нас уже что-то заложено, и ничего с эти поделать нельзя? Однако все не так категорично. Те же самые исследования показывают, что нет ни одного признака, который был бы связан только с генетикой. Все признаки, которые изучали, так или иначе были связаны и со средой, в которой живет человек».
Так, умные или талантливые родители - увы, еще гарантия того, что ребенок будет радовать успехами.
«На сегодняшний день ученым удалось установить, что интеллект связан с генами только на 50%», - продолжает Антон Захаров.
Современным мамам и папам мало быть умными и образованными, желательно - еще и обеспеченными. И это, как ни удивительно, не просто материализм, а научно обоснованное требование. Так шансы, что умственные способности передадутся «по наследству», выше. То есть нужная среда, свобода выбора является для них катализатором.
«Согласно исследованиям, в семьях, где образование родителей лучше и денег и, соответственно, возможностей развития для детей больше, вклад генетики в интеллект увеличивался. В семьях с низким социально-экономическим вкладом генетика играла меньшую роль, на первый план выходило влияние среды. И прекрасно, если ребенку удавалось попасть в правильную, хорошую среду». Однако не стоит категорично думать, что в этом случае гены совсем не оказывают влияния.
Гены «приходят» с возрастом
Результаты некоторых исследований вполне оправдывают стремление родителей заполнить все свободное время ребенка множеством разнообразных кружков и секций. По мнению ряда ученых, влияние генов различно в разном возрасте. По части «генов интеллекта» как раз у детей до 14 лет оно минимально - тут на первый план выступает среда. А вот уже после 14 лет их влияние заметно увеличивается и продолжает расти.
«На первый взгляд кажется, что чем старше мы становимся, чем большую роль играют гены и все меньшее значение имеет то, что мы получили до этого в ходе воспитания и образования. Но вывод неожиданный: это вовсе не усиление генетики, это пример того, как генетика взаимодействует со средой, - говорит Илья Захаров. – Просто постепенно дети получают больше свободы и формируют более удобную для себя среду. В 12 лет им разрешают самостоятельно выбирать кружки, в 18 - вуз. Затем человек сам выбирает работу, следующую работу. Чем больше свободы выбора, тем больше человек меняет среду под себя. И за счет этих условий лучше проявляются генетически заложенные особенности».
В истории близнецов Джимов многие люди науки не склонны видеть столько мистики, и тоже замечают переплетения генетики и среды. Часть совпадений могла быть случайной, а часть - вполне обоснованной. Оба брата были спортивными, что заложено в генах. А так как в Америке, где они оба жили, баскетбол - один из самых популярных видов спорта, и вероятность совпадения была велика. Если бы они проживали на разных полушариях, их спортивные карьеры могли бы сложиться в совершенно разных областях.
Внимание на отличия
Данные о взаимодействии генетики и среды - это основание для нового взгляда на систему образования в целом, считает один из лекторов.
«Допустим, мы зафиксируем один показатель - среду. Мы будем давать детям совершенно одинаковое, унифицированное воспитание, образование, строго в одном и том же возрасте они будут читать одни и те же книги. Будут ли люди отличаться? Будут и при этом разительно - как раз за счет генетики, которая у всех очень разная», - говорит Антон Захаров.
Иными словами, на взгляд лектора, при унифицированном образовании уровень развития, как ни странно, будет разным. И тот, что будет условно отстающим, при другой программе мог бы показать лучшие результаты.
«Если мы хотим, чтобы как можно больше людей превращалось в хороших специалистов, мы не должны всех ставить в одинаковые условия. Все разные, и кого-то нужно подтягивать, кого-то подталкивать, а кого-то просто не трогать. Мы должны максимально внимательно подходить к отличиям, и это позволит добиться успеха большему количеству людей».
В ряде европейских стран, например, в Нидерландах, используют подобную систему. Там ученики имеют возможность выбирать программу в соответствии с индивидуальными способностями и дальнейшими планами.
Мифы о генах
И к слову, о самих генах. Тех, кто мечтает, что в детях проявится какой-то ген «гениальности», «музыкальности» и тому подобные, ученые также спешат разочаровать. Подобных генов не существует, а чтобы унаследовать какой-то талант либо просто качество, надо унаследовать целый набор генов и попасть в нужную среду.
«Около 10 лет назад американские исследователи заявили, что выявили «ген дружбы» - им якобы обладают люди, которые заводят приятелей чаще, чем остальные. Во-первых, если мы говорим о таких сложных поведенческих вещах, тот тут не может идти речь об одном единственном гене. Но главный прокол был даже не в этом, а вот в чем, - продолжает Илья Захаров. - Исследование повторили европейцы, их результаты оказались такими же. Но когда людей с подобным геном изучили японцы и корейцы, выяснилось, что в данных странах они, напротив, имели мало друзей. Стало ясно, что в зависимости от среды этот ген проявляется по-разному. И речь идет не о «гене дружбы», а скорее о гене, отвечающем за умение усваивать общественные нормы. И если во многих европейских странах нормой считается быть дружелюбным и открытым, в Азии, напротив - не обременять людей своим вниманием и любопытством». И это стало очередным подтверждением тому, что часто нельзя говорить о безусловном влиянии генетики. Впрочем, как и среды.
Однозначного ответа на вопрос о том, что сильнее влияет на развитие человека, пока нет. Два года назад ученые из Стэнфордского университета признали, что окружающая среда определяет состояние иммунитета в более значительной степени, чем наследственность. А вот как обстоят дела с остальными особенностями - пока это по-прежнему предмет серьезных исследований. Но, судя по выводам ученых на данный момент, делать ставку на что-то одно не стоит.