Путешественники России все чаще выбирают для отпускных поездок внутренние направления. Но единого интернет-сервиса, дающего возможность не ошибиться с выбором точки отдыха, отеля и других важных составляющих тура нет. Большинство систем бронирования и отзывов по местам проживания и туристическим достопримечательностям базируются за границей. Часть из них недоступна для жителей России. А подлинность отзывов, оставленных на форумах этих систем, вызывает сомнения. Исправить эту ситуацию на рынке внутреннего туризма поможет Национальный индекс гостеприимства. Его планируется запустить в начале июня 2024 года.
Туристическая репутация каждой точки большой России
Создают Национальный индекс гостеприимства ряд некоммерческих организаций вместе профильным координационным советом Общественной палаты России и Информационным Домом «Аргументы и факты». Цель сервиса — создание условий для улучшения туристической репутации городов и регионов, повышение качества и безопасности этой сферы, а также защита прав туристов. Индексировать планируют и места размещения (отели, кемпинги, хостелы), и сами российские регионы.
На первом этапе проект будет развиваться по двум ключевым направлениям. Для отелей подготовят специальный портал, где каждый объект сферы гостеприимства сможет выложить анкету с информацией о себе. Особое внимание в ней будет уделено данным о соотношении цена/качество, доступности для маломобильных групп населения, безопасности, экологичности, качестве услуг. Регионы также будет оцениваться по участию в программах организации отдыха участников СВО и членов их семей.
Второе направление — оценка работы российских отелей самими туристами по системе «тайного гостя». Первыми тайными посетителями отелей в разных регионах страны станут журналисты и читатели «АиФ».
Зачем это нужно?
Все это нужно для того, чтоб туристы могли лично повлиять на улучшение сервиса в отелях и других местах размещения. С помощью заполнения специальной электронной анкеты на портале Индекса по каждому отелю, где турист проживал во время путешествия или деловой поездки, проявляется уникальная возможность изучить отзывы и другую информацию. Когда все это собрано в одном месте, принять решение о поездке в тот или иной регион и выбрать гостиницу будет легче.
Для отелей и других объектов размещения участие в проекте — это возможность получить дополнительное продвижение и конкурентное преимущество. Участвуя в информационных кампаниях можно достичь высоких позиций в Индексе. А регистрация отеля на портале Индекса, загрузка необходимых документов и подтверждений вкупе с оценками туристов дают возможность повысить рейтинг как отеля, так и региона в целом.
Что же касается администраций регионов и городов, то поддержка проекта — это возможность за счет высоких позиций в Индексе привлечь дополнительные туристические потоки, а значит обеспечить развитие малого и среднего бизнеса в этой и смежных отраслях.
Мнения экспертов
Председатель Всероссийского объединения туристов, руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора Дмитрий Давыденко:
«Недавно на совещании по масштабному проекту „Пять морей и озеро Байкал“ было принято решение о создании больших туристических кластеров для развития семейного туризма. Президентом РФ Владимиром Путиным было отмечено, что турпоток в России в 2023 году составил 78 млн человек, а к 2030 году он должен возрасти почти вдвое — до 140 млн туристов. Туристская инфраструктура должна обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и максимальную безопасность. Национальный индекс гостеприимства нужен как раз для этого. С одной стороны, отели заявляют и подтверждают качество своих услуг, с другой стороны — сами туристы эти услуги оценивают. Таким образом создается Индекс отелей, а также регионов, с помощью которого путешественник сможет выбрать то, что ему нужно».
Генеральный директор АО «Аргументы и Факты» Руслан Новиков:
«АиФ много внимания уделяет сфере туризма. На сегодняшний день у нас действуют два больших и интересных проекта: „Пора ехать!“ и „Отдыхаем здесь“. Оба они — информационные.
В первом случае — это карта страны с краткой справкой по каждому региону о туристических достопримечательностях. Здесь же и более подробная информация о разных локациях и даже гастрономических особенностях региона. Второй проект — это витрина лонгридов о разных регионах с видео, инфографиками, интересными рассказами о туристических объектах, красивыми фотографиями природных и исторических памятников.
Оба проекта весьма популярны. Есть также на федеральном сайте и постоянная рубрика „Туризм“. А с Всероссийским обществом охраны природы мы третий год подряд реализуем проект „Уникальные водоемы России“, который также имеет непосредственное отношение к туризму. Так что тема эта нам очень близка.
У АиФ самая обширная редакционная сеть в стране. Более 40 млн человек заглядывают на наш сайт, и более 22 млн человек читают газету. Поэтому мы с радостью поддержали инициативу Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства. С нашей точки зрения — это очень важный интерактивный проект для развития туризма в нашей стране».
Член Общественной палаты России, Председатель Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов:
«Граждане России все активнее путешествуют по стране, что заставляет индустрию гостеприимства шириться, улучшать свой сервис. А инфраструктуру туристических мест делать более приятной и комфортной.
Запускаемый национальный индекс поможет потребителям оценить качество и сервисов, и инфраструктуры каждого региона и города России».
Президент Фонда «Лидер» Дмитрий Петров:
«Активная включенность в успешную реализацию данного проекта всех заинтересованных участников позволит определить критерии и условия для формирования культуры туризма в нашей стране. Информированность и осведомленность туриста, безусловно, скажется на повышении качества услуг в туриндустрии, а Индекс гостеприимства повысит привлекательность внутреннего туризма».