Удастся ли вернуть деньги за поездку, если нет желания отдыхать в Крыму?
– Здесь всё зависит от того, что оплачивал потребитель заранее, – объясняет председатель волгоградской региональной общественной организации «Лига прав потребителей» Ксения Осадчая. – Если вы самостоятельно бронировали себе гостиницу (курортный отель, мотель, базу отдыха и т. д.), то в таком случае отношения между потребителем и гостиницей будут регулироваться Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ. Они прямо устанавливают право потребителя в любое время отказаться от договора. Однако есть условие – он должен оплатить исполнителю фактически понесённые им расходы (они должны быть подтверждены). Если гостиница не понесла каких-либо расходов в связи с вашим отказом от услуг, деньги должны вернуть в полном объёме.
Другой вариант – вы приобрели туристический продукт, куда входят две услуги: перевозка и размещение. Тогда применяются Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. В этом случае каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения, если возникли обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью туриста, или есть опасность причинения вреда его имуществу.
Обратите внимание, что в этом случае вы можете вернуть всю сумму. Так, по словам Ксении Осадчей, если возникла угроза, то при расторжении договора туристского продукта до начала путешествия потребителю возвращается та денежная сумма, которую он заплатил.
А вот если нет прямой угрозы безопасности, например, просто закрыли дорогу (т. е. ухудшились условия путешествия), то каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения.
– В этом случае потребителю придётся договариваться с туркомпанией, – объясняет эксперт. – Если не получится, то договор подлежит изменению или расторжению в судебном порядке. Cуд определит последствия расторжения договора c учётом расходов, понесённых сторонами.