Примерное время чтения: 3 минуты
94

Случается ли что в шахматах арбитры выносят ошибочные вердикты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Нижнее Поволжье №32 10/08/2022
Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 10/08/2022
Ответ редакции

Все знают клич болельщиков в футболе: «Судью на мыло!». Увы, и в шахматах иногда выносят ошибочные вердикты, и связано это не только с неграмотностью арбитра.

ФИДЕ провозгласила принцип: «Слишком подробные правила могут лишить арбитра свободы суждения и, таким образом, помешать ему в принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями». 

А вот мнение, высказанное на интернет-форуме: «Сейчас шахматистам приходится тратить больше времени на изучение правил, которые могут сработать против них, чем на изучение дебютов. Тебя могут подвергнуть наказанию по любому нелепому правилу, придуманному группой идиотов из ФИДЕ».

В этих словах немало правды. Появляются новые дополнения, комментарии на разъяснения, лишающие правила шахмат прозрачности, превращая их в инструкцию по управлению космическим кораблём. Проводятся семинары судей (естественно, платные) по обучению нововведениям, но ошибок остаётся много.

Вот примеры из высших сфер. В матче за звание чемпиона мира между Яном Непомнящим и Магнусом Карлсеном в девятой партии чемпион мира на 19-м ходу взялся за коня, поднял руку вверх, что-то прошептал, а пошёл пешкой! 

Ян, вернувшийся из комнаты отдыха, сделал ответный ход, хотя был нарушен постулат «тронул – ходи»! 

По правилам, если игрок хочет поправить фигуру, он должен произнести «поправляю» и после этого поправить фигуру. Этого сделано не было, а партию Ян проиграл, зевнув слона. Вопрос: а почему рядом не было арбитра, когда отсутствовал Ян? Ведь это не обычный турнир, а матч за титул чемпиона!

В блицтурнире, в партии Карлсена с Эрнесто Инаркиевым, последний оставил своего короля под шахом. Магнус это не увидел, сделав ответный ход. Эрнесто остановил часы, обратился к линейному арбитру, и тот зафиксировал его победу. 

Главный арбитр решение линейного судьи отменил и, в соответствии с правилами, предложил играть далее. Инаркиев отказался, победа была присуждена Карлсену. 

Представим: оба соперника делают ходы не по правилам до финала. И что, выиграл тот, кто первый обратит на это внимание? По логике, если на первый неверный ход не обратили внимания оба соперника, партия останавливается и обоим должна засчитываться ничья.

На диаграмме – задача-шутка волгоградца Игоря Быкова. Белые берут свой ход назад и объявляют мат в один ход. Фамилии читателей, приславших решения первыми, опубликуем. Адрес: 400005, Волгоград, ул. Наумова, 9, «Аргументы и факты» – НП», шахматы или e-mail: rosinio@mail.ru. Срок – 30 дней. Удачи!

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах