Примерное время чтения: 3 минуты
125

Можно ли обыграть компьютер в шахматы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Нижнее Поволжье №21 22/05/2024 Сюжет Шахматный клуб
Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 22/05/2024
Ответ редакции

Времена, когда основой шахматных программ являлся метод перебора вариантов и наличие в арсенале солидной дебютной базы, уходят в прошлое. 

Компьютерный алгоритм базировался на отсечении позиций, имеющих худшую оценку, чем варианты, рассмотренные раньше. Важную роль в оценке играет «стоимость» фигур. Например, конь или слон – это три пешки и т. д. Знание подобных особенностей позволяло человеку одерживать верх над электронным мозгом. 

Курьёзный случай произошёл в 2008 году. Американский гроссмейстер Хикару Накамура играл с сильнейшей на тот момент программой Rybka. Хикару построил пешечную крепость, пожертвовал качество, разменяв свои ладьи на лёгкие фигуры. Получив материальную выгоду, жадная Rybka всеми силами пыталась реализовать её в соответствие с алгоритмом. А в финале потерпела поражение, доигравшись до позиции, где американец, насмехаясь, превращал свои пешки в слонов (не ферзей!) и поставил мат. Партия длилась 271 ход!

Иная ситуация сегодня. Появление нейронных сетей изменило подход к созданию шахматных программ. Автоматический перебор позиций заменён самообучающимся искусственным интеллектом. 

В конце 2017 года появилась программа AlphaZ, в основе которой лежала нейронная сеть. Результат оказался впечатляющим. Матч из 100 партий против лучшей программы Stockfish был выигран AlphaZero в 28 поединках, остальные завершились вничью.

Советский математик Александр Кронрод так определил роль компьютерных шахмат: «Шахматы – это дрозофила искусственного интеллекта». Подобно тому, как мушка дрозофила позволяет в лабораторных условиях изучать наследственность, шахматы раскрывают особенности в искусственном интеллекте, создающем прорывные технологии в самых разных сферах.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, ответим: а нужно ли? Изобретение велосипеда не отменило легкоатлетические забеги. 16-й чемпион мира Магнус Карлсен активно использует при подготовке к турнирам компьютерный интеллект. Цель Магнуса – на практике делать те ходы, которым компьютеры дают отрицательную оценку, ставя тем самым соперника в тупик. 

Вот что считает Дэнни Ренш, главный специалист одного из популярных шахматных сайтов: «Говорят, что шахматы – это тёмный лес, полный змей и колючек, Магнус заводит своих противников в этот лес».

* * *

Приводим очередное задание (диаграмма) конкурса на призы нашей газеты. Адрес для писем: 400005, Волгоград, ул. Наумова, 9, «Аргументы и факты» – НП», шахматы или e-mail: rosinio@mail.ru. Срок – 30 дней. Удачи!

№ 18. Мат в два хода.
№ 18. Мат в два хода.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах