Могут ли диаспоры диктовать условия оформления соплеменника на работу?
«Диаспоры не имеют фактического правового статуса: в политическом и социальном значении это группа людей, часть народа, которые проживают за пределами страны своего происхождения. Это устойчивая и организованная этническая группа, осуществляющая поддержку и развитие своей национальной культуры», - поясняет правовой эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев.
Диаспоры поддерживают связь со своей исторической родиной и принимают участие в решении экономических и иных вопросах, но они не вправе вмешиваться в деятельность органов государства, должностных лиц и в урегулированные нормами права вопросы в стране пребывания.
Работодатель - самостоятельный субъект трудовых отношений по российскому законодательству и на его решения диаспоры влиять не могут.
Во-первых, трудовые отношения возникают на основе соглашения между работником и работодателем (ст.15 Трудового кодекса РФ), участие каких-либо посредников в этом процессе не предусмотрено.
Во-вторых, обязанности и права работодателя и работника возникают на основе трудового договора между ними (ст.56 ТК РФ), заключение и расторжение которого производится строго по закону, при этом законодательно закреплены гарантии договора, в частности, отказ в заключении договора или установление преимуществ, в том числе из-за «отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается» (ст.64 ТК РФ).
Получить правовой статус диаспорам возможно, если их зарегистрировать в качестве некоммерческой (НКО) или общественной организации. Такой легальный статус позволит диаспорам иметь свой устав, цели и источники финансирования, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью своими силами. Но и этот статус не дает возможности диаспорам вмешиваться в дела государственных и муниципальных органов России или по-своему решать вопросы, урегулированные нормами российского права.
При обнаружении фактов вмешательства диаспоры в полномочия работодателей или органов государства либо муниципалитета, должностных лиц следует обращаться в прокуратуру.