Примерное время чтения: 5 минут
191

Как уберечься от телефонного мошенничества?

Категория:  Личный кошелек
Ответ редакции

Рекомендации специалистов обобщает правовой эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев:

1. Возьмите себе за правило не брать трубку, когда звонят с неизвестного номера, — одно это избавит вас примерно от 90% спама и мошенников. Беспокойство о том, что пропустите важный звонок, в большинстве случаев несостоятельно: если у человека есть к вам хоть сколько-нибудь важное дело, поверьте, он найдет способ связаться с вами помимо простого телефонного звонка, например, напишет СМС или сообщение по электронной почте, а может связаться с вами через общих знакомых.
Если позволяют средства, установите определитель номера либо установите приложение, фильтрующее звонки. Так будет спокойнее.

Если вы всё же взяли трубку, старайтесь по начальным фразам звонящего понять, нужен ли вам этот разговор. Все эти предложения инвестиций, замены счетчиков, проверки здоровья и т. д. можно (и нужно) сразу пресекать простым способом — положить трубку.

Не комплексуйте, что это может быть воспринято как невежливость — вы имеете дело с бездушной мошеннической системой, которая может использовать и роботов, и современные IT-системы, правдоподобно изображающих живого собеседника. Поверьте, свидетельствуют специалисты, если вы положите трубку сразу, то в большинстве случаев никто не будет вам перезванивать.

2. Многих шокирует, когда звонящий как бы из МВД, ФСБ, Службы финансового контроля или других пугающих организаций. Знайте, если реальным правоохранительным органам действительно будет до вас дело, они найдут более эффективные способы привлечь ваше внимание: для живого общения с настоящими силовиками есть повестка, для всего остального — электронные и бумажные письма.

Если уж вы по какой-то причине продолжаете сомневаться и волноваться, спросите, в какое отделение полиции вам прийти для общения со звонящим вам «майором». Но не звоните по номеру телефона, который позвонивший будет вам рекомендовать — это может быть дальнейшая «разводка» мошенников, звонок приведет вас в их сети.

3. К счастью, есть универсальные признаки, которые помогут вычислить звонок мошенников при любом сценарии:

  • Вас торопят. Например, уговаривают срочно спасать деньги. Мол, действовать нужно прямо сейчас, иначе вы потеряете свои сбережения. Расчет на то, что у собеседника начнется паника и он не сможет адекватно мыслить — такого человека намного проще уговорить перевести деньги на «защищенный счет» или сообщить код вашего банка для смс-сообщений, или передать наличные через «надежного представителя».
  • Спрашивают код из смс. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит код, иначе его уволят и привлекут к уголовной ответственности.
  • Спрашивают код с обратной стороны карты. Если вас убеждают, что эти три цифры нужны для перевода, — не верьте и кладите трубку: вполне достаточно номера карты. А если переводить через СБП, вообще нужен только номер телефона.
  • Не могут ответить на простые ваши вопросы. Даже если мошенники украли банковскую базу, у них нет актуальных данных о вашем счете. Они не смогут сказать, сколько у вас денег на карте, и не назовут последнюю покупку. Вместо этого они будут уводить разговор в сторону, торопить или обвинять вас в том, что мешаете защитить деньги.
  • Обещают выгоду без усилий. У мошенников есть решение всех финансовых проблем: автоматическая генерация прибыли, уникальные торговые алгоритмы, способы обмануть банк. Но обогатитесь в этой схеме не вы, а они.
  • Просят установить приложение на смартфон. Задача мошенников — чтобы вы установили на смартфон программу удаленного доступа и сказали им код для подключения. Это маскируют под программы для защиты денег или для трейдинга (торговля валютой, ценными бумагами).
  • Давят авторитетом. Например, звонящий представляется следователем по экономическим делам и сообщает жертве, что ее деньги якобы в опасности. Или обвиняет в отказе от сотрудничества со следствием.
  • Звонят в неудобное время. Мошенники выбирают для общения время, когда среднестатистический человек хуже соображает: или в районе девяти утра, когда он еще не совсем проснулся и собирается на работу, или около пяти вечера, когда накопилась усталость от рабочих задач.

Ну и совет напоследок: не ведитесь вы уже на то, что звонящий что-то такое о вас знает. Мы живем фактически в цифровом мире — вы оставляете сведения о себе при покупках, при получении услуг, при размещении материалов в Сети... Имена и отчества родственников, то, в каком месте вы отдыхали в прошлом месяце, и многое другое можно узнать о человеке, даже не будучи никаким хакером и не имея доступа в закрытые базы.

Будьте бдительны, но не паникуйте, не спешите делать что-то под диктовку по телефону.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах