Что ни в коем случае нельзя делать 10 сентября, на Анну и Савву Скирдников?
– Православная церковь чтит 10 сентября память Праведной Анны Пророчицы и Саввы Крыпецкого», – рассказывает эксперт vlg.aif.ru Светлана Снежина.
«Красно поле снопами, а гумно – скирдами», говаривали наши предки.
К дню Святой Анны Пророчицы и Саввы Крыпецкого в большинстве регионов страны завершали сев озимых культур, убирали коноплю и собирали урожай последних яблок. И когда все эти работы были завершены, наши предки могли позволить себе славить полученный урожай – до 10 сентября хвастаться полученным урожаем и даже просто говорить о нем было не принято, боялись сглазить. А когда скирды соломы на гумне и во дворе, сев завершен и все убрано, можно и сказать, насколько был хорош урожай.
К этому дню уже начинались многодневные «зазывные» ярмарки, на которых заключались сделки на продажу излишков полученного урожая, а на вырученные деньги покупалось все необходимое.
«Зазывными» такие ярмарки назывались потому, что весь торгующий люд на них зазывал к себе покупателей присказками, частушками и веселыми приговорками.
Продавцам хотелось подороже продать, покупателям подешевле купить. У каждого были свои выгоды и свои приметы на день Анны Пророчицы и Саввы Крыпецкого.
Хлеборобы, которые хотели как можно дороже продать то, что вырастили, в этот день доставали из сундуков и вывешивали на видном месте в доме зимнюю одежду – тулупы, полушубки, шубы и проч.
Имел этот обычай и практическое значение – зима была не за горами, и надо было проверить, в каком состоянии находилась зимняя одежда, чтобы если нужно, купить на ярмарке новую.
У купцов же были свои обычаи. Чтобы подешевле и повыгоднее купить зерно и прочую сельскохозяйственную продукцию у вырастивших ее крестьян, они выходили в поля, собирали оставшиеся колосочки и раскладывали в разных углах собственной избы. Считалось, что это сулит большие барыши на осенней ярмарке.
Женщины всего селения в этот день собирались вместе, выпекали один большой каравай из муки свежего урожая. Пока месили тесто и выпекали хлеб, беспрестанно молились святой Анне об избавлении их селения от горестей и несчастий и даровании всем здоровья и счастья.
Испеченный каравай ломался на столько кусков, сколько женщин участвовало в ритуале. Каждая из них, вернувшись домой, должна была скормить полученный кусок хлеба скотине – корове или лошади, главным помощникам в нелегком крестьянском труде. Верили, что это принесет счастье и достаток в дом.
В этот день можно и нужно было собирать лекарственные травы и коренья, но при этом не желательно было ходить в лес – была большая вероятность заблудиться. Если уж была большая необходимость обязательно туда пойти, то с собой обязательно нужно было взять пирожок и оставить его на пеньке для Лешего, чтобы тот смилостивился и не озорничал.
Работать на земле 10 сентября тоже не рекомендовалось – ни копать, ни сажать, ни сеять. Земля должна была отдохнуть после того, как с нее собран весь урожай.
Существовал еще один очень интересный запрет в этот день. Зятю нельзя было встречаться с тещей.
Если они где ненароком встретятся, то не избежать в семье молодых ссор и скандалов. Так что всем тещам в этот день рекомендовалось держаться подальше от дома молодых и от тех мест, где они могли встретиться с зятем, чтобы не навредить семейной жизни своей дочери.
Если же у кого в семье случалось несчастье и кто-то становился подвержен воздействию «зеленого змия», то есть становился запойным, то 10 сентября считался лучшим днем для того, чтобы попросить святых об избавлении человека от пагубного пристрастия.
Что касается природных примет, то 10 сентября в первую очередь смотрели на урожай орехов. Если их было много, то зима ожидалась суровая. Дождь с грозой в этот день предвещали теплую осень, а если журавли и гуси к этому дню еще не улетали на юг, то еще и долгую. А опавшие полностью деревья предвещал хороший урожай на следующий год.