Что категорически запрещено на Починки, 16 февраля?
16 февраля является как бы продолжением предыдущего дня — встречи Симеоном Богопримцем младенца Иисуса во храме, куда его впервые принесли родители. Православная церковь продолжает чтить память старца Симеона, который 300 лет жил в ожидании встречи с Мессией, а также почитают и память старицы Анны-пророчицы, которая вместе с Симеоном (которого на Руси окрестили на привычный манер произношения Семеном) встречала Христа в храме и провозглашала приход в мир Мессии на сороковой день после его появления на свет.
Их обоих считали на Руси хранителями младенцев, им молились о здоровье новорожденных, просили у них исцеления заболевших малышей, оберега от всякой напасти и лихих людей, а также о даровании им счастливой и безбедной жизни.
Народное название этого дня — Починки, связано с тем, что сразу после Сретения — встречи зимы с весной, начиналась подготовка к весенним полевым работам.
Именно поэтому 16 февраля принято было вставать, что называется, «ни свет, ни заря» и с раннего утра заниматься хозяйственными делами.
Мужчины выходили во двор и начинали осматривать в первую очередь все рабочие инструменты — плуги, бороны и проч. После зимы что-то обязательно требовало починки — отсюда и название дня, от слова чинить, хотя по другой версии это слово от слова «начинать/почин», так как все эти работы начинали/открывали сельскохозяйственный сезон.
После осмотра всех необходимых инструментов для пашни и сева, принимались за осмотр и починку конской сбруи — тракторов же не было, пахали и сеяли с использованием лошадок, а значит, вся сбруя, для этого необходимая, также должна была быть в порядке. При этом заниматься конской упряжью 16 февраля разрешалось только самым старшим мужчинам в семье. Молодым делать это не дозволялось — считалось, что конь будет норовист в этой сбруе и удержать его в борозде будет непросто.
Молодежь отправляли в этот день убираться в погребах да на чердаках. Девушки вместе со старшими женщинами семьи занимались уборкой дома и починкой одежды, которая будет необходима во время посевной.
Работать 16 февраля надо было в полную силу и, как говорится, «до устатку», вставая рано и ложась поздно — считалось, что если лениться в этот день, то весь год семья впроголодь жить будет.
А вечером, наработавшись, с чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы, обязательно всей семьей садились за стол, чтобы откушать специально приготовленное блюдо под названием саламата. Многие из современных людей не только названия, но и самого блюда никогда не пробовали, хотя готовится оно довольно просто. Это нечто среднее между кашей и киселем — ее так и называли кисельная каша, для приготовления которой смешивают и запаривают три вида муки — ячменную, пшенную и ржаную, а для придания ей вкуса ее заправляли всем, что было принято (или было в наличии) в каждой конкретной семье.
Это могло быть какое-то растительное или животное масло, могли быть шкварки, чеснок, соль, приправы разные. Главным тут было именно смешение трех видов муки. Считалось, что такая кисельная каша на столе в этот день, завершающий Починки, как бы соединит три силы воедино и даст энергию для предстоящих весенне-полевых работ.
Не забывали в этот день и Домового кашей угостить — иначе он начинал безобразничать и лошадей мучить. Так что они порой истощались без видимой причины и не могли работать. Поэтому про Хозяина на Починки забывать было никак нельзя — кашу относили, кланялись и просили оберегать скотину, а не обижать ее.
Приметы дня на 16 февраля:
- если в этот день над замерзшей рекой пар стелется, жди холодов;
- если ночью иней на деревья опускается, днем жди тепла;
- снег на Починки — к дождливому и холодному лету;
- если кошка пол скребет, то будет ветрено.