Примерное время чтения: 5 минут
677

Что строго-настрого запрещено в Евсеев день, 5 июля?

Категория:  Природа
Ответ редакции

Православная церковь чтит 5 июля память десяти святых, известных по именам и празднует дни двух знаменитых икон — Иконы Табыцнской Божьей Матери и иконы «Знамение», называемой в народе Курской-Коренной.

Помимо того, что икона эта чудесным образом появилась в Курской земле, а нею связано много эпизодов заступничества Божьей Матери в самые сложные периоды жизни русского народа. Но особенно интересно то, что в последний раз эта икона была в России в 1920 году, в Крыму, в войсках, что сражались там против большевиков.

Вместе с теми, кто так и не смог тогда одержать там победу, икона покинула пределы России и стала настоящей Одигитрией (Путеводительницей) русского рассеяния, русского православия за рубежом. На сегодняшний момент она находится в Новой Коренной пустыне подо Нью-Йорком, а в Знаменском соборе Курска хранится список с чудотворного образа.

Что же касается почитаемых святых, то день этот в русском народе до сих пор носит имя священномученика Евсевия, епископа Самосатского, который был ярым защитником православия, претерпел немало гонений, пережив несколько императоров, и погиб от рук женщины-арианки, чье направление он больше всего обличал и с которым боролся всю свою жизнь.

Как и во многих других случаях, Евсеев день стал для наших предков не столько днем почитания святого, сколько днем для определенных практических действий. Таких, например, как чистка колодцев. Считалось, что для этого 5 июля является самым лучшим днем. И у этого есть вполне логичное объяснение, так как к началу июля колодцы начинали заиливаться. И их надо было чистить, но поскольку мышление наших предков было очень даже мистически-образное, то облекалось это в историю о том, что если не почистить в этот день колодцы, то нечистая сила нашлет на воду в них всякого негатива и люди начнут болеть. Реально начнут болеть, поскольку заиливание несет за собой размножение множества болезнетворных микроорганизмов.

Нельзя было и купаться в бане в этот день — считалось, что там в Евсеев день банник с друзьями парится, и если им помешать, то они рассердятся и будут всячески пакостить. Возможно, нечисть в бане и в самом деле 5 июля веселилась, но практической основой запрета могла стать история о том, что в середине лета баню также надо было оставить в покое — приходила пора купаться в природных водоемах, так как купание в них наполняло людей совсем другой живительной энергией, нежели купание в бане. Всему свое время — считали наши предки, и были совершенно правы.

Зато в этот день надо было обязательно приготовить банных веников — были они из дубовых веток, из вереска, из березы, липы и других природных материалов. Считалось, что веники, связанные для бани 5 июля, самые целебные.

Примерно в 13 веку в нашей стране стали почитать одного из самых любимых русских святых — Варлаама Хутынского, который жил и просветительством занимался в земле новгородской и где по сей день процветает организованный им монастырь. Он своим нестяжанием, иноческой молитвой и простотой в общении привлекал людей и всегда был на стороне тех, кому нужно помочь и за кого заступиться. Существует множество историй о том, как он наказывал священников и монахов, которые забывали о первейшем правиле монастырском, гласящем, что надо напоить и накормить любого путника, как бы самим не было тяжело — тогда и в монастырских амбарах прибавится. А еще известно о множестве чудесных исцелений при обращении к Варлааму Хутынскому, а также о других чудесах, совершающихся по его молитве и сегодня. Главное — искренняя молитва и чистота помысла.

Во многих регионах к этому дню уже подходило время уборочной страды и 5 июля праздновали «Зажинки». Праздник этот сохранился в народной традиции еще с дохристианских времен и продолжал мирно сосуществовать с христианскими датами.

Смысл этого праздника заключался в том, чтобы получить благословение Высших сил (природы) на жатву, и чтобы жатва стала праздником, а не трудом тяжким. Для начала благодарили Мать Сыру Землю, кланялись ей, несли подарки — каравай из муки прошлого урожая, который с песнями и специальными заговорами обносили вокруг поля и потом делили со всеми, крошки отдавая птицам и оставляя зверям. А потом срезали первый колос. Сделать это должна была самая сильная молодая женщина — она как бы прокладывала дорогу, чтобы потом всем остальным было легче. Первый сноп женщина несла вечером домой, где он и хранился до урожая следующего года.

Приметы дня на 5 июля:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах