Что категорически запрещено на Антония Рясочника, 23 июля?
Православная церковь чтит в этот день память святогоо преподобного Антония Печерского — основателя Киево-Печерской лавры.
Родился и жил он в городе Любече, что неподалеку от Чернигова. Было это на границе десятого и одиннадцатого веков.
О его детстве и юношеских годах мало что известно. Разве что только то, что ребенок с малых лет интересовался Писанием и мечтал посвятить себя Богу. Став юношей, он отправился в странствия в поисках себя. Достигнув горы Афон, он почувствовал, что это именно то, что ему нужно – он прожил там несколько лет как послушник, а потом был пострижен в монахи.
Из сохранившихся воспоминаний известно то, что проходил монашеское послушание как отшельник, был строг к себе, все время проводил в молитве, посте и трудах разных. Благодаря этому был мудр не по годам – Господь открывал ему часто больше, чем остальным, потому что был уверен, что этим знанием Антоний распорядится правильно. Поэтому другие иноки часто приходили к нему за духовным советом и помощью.
Спустя несколько лет настоятель монастыря, в котором находился Антоний, получил знак свыше о том, что этого инока надо отпустить домой, чтобы он распространял христианскую веру на Руси. И он с соответствующими наставлениями был отправлен восвояси.
Вернувшись на родину, Антоний побывал в нескольких монастырях, но ни в одном из них не нашел той строгости устава, к которому привык на Афоне. А потому решил он продолжит свой отшельнический путь и поселился в пещере на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, который ему сильно напоминал любимый Афон.
Как-то незаметно, но очень быстро весть об афонском монахе, поселившемся в пещере неподалеку, разнеслась сначала по Киеву, потом по округе, а потом и по всей стране. И за мудрым советом к Антонию стало приходить множество людей. Некоторые из них просились остаться. Так постепенно в небольшой пещере возникло некое подобие монастыря и потекла монастырская жизнь. Так зарождалась одна из самых известных сегодня обителей православного мира – Киево-Печерская Лавра.
Сам Антоний со временем удалился в дальнюю пещеру и жил по-прежнему отшельником в уединении, только изредка принимая посетителей, но его монашеское присутствие всегда было рядом с теми, кто стал населять монастырь. Говорят, что дух его живет там и по сей день.
Кстати, мощи его и по сей день сокрытыми остаются – таково было его духовное завещание.
В народе святого Антония любили, и в некоторых регионах называли Громоносцем, а в некоторых - Рясочником.
В первом случае существует некая перекличка с язычеством - как раз в эти дни наши предки в дохристианскую эпоху отмечали день Перуна – бога грома и молний. Что вполне объяснимо – в отдельных регионах страны наступало время тех самых громов и молний, которые приходили вслед за жаркими днями, и там Антоний как бы стал на место того самого Перуна, который, по наблюдениям наших предков, ездил в этот день по небу на колеснице с огненными конями и громом поражает нечистую силу, которая, прячась и спасаясь, забирается в воду, под дерево или под камень. И тогда туда летят молнии Перуновы.
В связи с чем существовало в народе поверье о том, что если кого в этот день поразит молния, то человек этот отмечен не просто так – значит, связан он как-то с темными силами.
Опасаясь Перунова гнева, люди в этот день старались громко не разговаривать, тем более, не кричать, доказывая свою правоту, не ссориться и не браниться. Уж если что и приходится в этот день говорить, то все слова должны быть тихими и наполненными смыслом.
Рясочником Антония называли потому, что к 23 июля вода в озерах, прудах да по берегам небольших рек покрывалась ряской – это такая мелкая трава, практически с середины июня плавающая на поверхности стоячих пресноводных водоемов. Крестьяне с радостью собирали ее на корм животным, а также сушили для лечебных целей, Девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались - рясочниками. Считали, что из нее русалки делают свои платья. Потом такие узоры часто использовали для изготовления венца с рядами бусин, который назывался ряски или рясна. Это височное украшение делалось из разноцветных бусин и подвешивалось к женским головным уборам, например, кокошнику. В Древней Руси богатые женщины носили рясны из жемчуга и драгоценных камней с серебряными или золотыми пронизками (нитями).
Купаться в водоемах с этого дня было уже невозможно – теперь только в бане. В современных условиях – в ванной.
Вероятно, именно поэтому принято было у наших предков обязательно на Антония сходить в баню и хорошенько попариться.
Категорически запрещалось в этот день ходить неопрятными, неумытыми и в грязной, рваной одежде. Это однозначно не сулило человеку ничего хорошего. Денежных трат в 23 июня тоже рекомендовалось избегать – можно было надолго без денег остаться. И планами своими делиться не стоило – не сбудутся.
Можно было отправляться в путешествие и начинать новые дела – все получится.
Приметы дня на 23 июля:
- если гром гремит глухо, дождь будет тихим, а если звонко гремит, то ливень будет;
- если к 23 июля на березе листья начали желтеть, то весна и осень ранние будут;
- если утром туман над водой стелется, то день будет солнечным;
- если мухи больно кусают и жабы из воды вылезли, жди дождя;
- если пчелы из ульев часто вылетают, громко жужжа и роясь, будет знойная погода.