aif.ru counter
91

На одной козе далеко не уедешь. Чем Урюпинск берет туристов?

Давний символ Урюпинска – козу –в известном на всю России городе почитают по-прежнему. Из ее шерсти местные умелицы вяжут даже модные чехлы на телефону. У глубинки - большой социальный потенциал. В этом убеждён наш собеседник, специалист по брендированию территорий, разработчик брендов малых городов страны Василий Дубейковский.

КАК ИЗ УРЮПИНСКА СТОЛИЦУ ДЕЛАЛИ

– Неверно полагать, что бренд города разрабатывается исключительно для какого-то абстрактного туриста, для сторонних гостей, – начинает разговор Василий. – Очень часто это важно, в первую очередь, для самосознания, самоидентификации самих жителей. По большому счёту, брендинг территорий нужен, чтобы ресурс любви к своему городу был превращён в ресурс развития. – С этой позиции какие территории региона уже имеют устойчивый бренд? – В нашем регионе лишь два города хорошо известны за его пределами – Волгоград и Урюпинск. Волгоград, понятно, за счёт Сталинградской битвы, а Урюпинску повезло ещё с советских времён, он прославился за счёт произведений Михаила Шолохова. Писатель с его «Судьбой человека», несомненно, выступил ярким «брендмастером» Урюпинска. – С 2014 г. вы, бывший москвич, с семьёй живёте в Урюпинске. Хотите лучше понять столицу российской провинции? – Дело не в этом. Переезд из столицы в более компактный город мы задумывали вместе с супругой, были личные мотивы и цели. В малом городе можно, как ни парадоксально, за меньшее время успеть сделать гораздо большее, а также можно в благоприятных по экологии, психологическому микроклимату условиях воспитывать своих детей. Мы искали такой город, и на Урюпинске всё сошлось. К тому же здесь интересный социальный уклад – весь город поделен между ТОСами, организациями самоуправления горожан. Таковых на 38 тысяч жителей до недавнего времени было 53. И в каждом ТОСе своя бурная жизнь. Урюпинцам, образно говоря, всё равно, какие интриги происходят во власти далёкого от них Волгограда, кто из чиновников и депутатов сменяет друг друга. Им это ни к чему – они постоянно погружены в собственные, реальные, каждодневные и интересные события. И это очень здорово.

ВОПЛОТИТЬ ГЕШТАЛЬТЫ

– Малые города сегодня просто с ног сбиваются, пытаясь самыми невероятными способами привлечь внимание и туристический поток. А что делаете вы? – Понимаете, сам слоган «столица провинции» такой ёмкий, что в него легко вкладывать различные смыслы, решения и проекты. Например, в Урюпинске уже три года подряд, если считать 2020 г., проводится всероссийское событие уникального формата – фестиваль городской культуры ARTEMOFF. Он назван в честь уроженца Урюпинска Георгия Артёмова – художника, скульптора и сценографа. Выходец с берегов Хопра получил известность в Европе ещё в начале ХХ века, и сейчас его имя вспомнили и на малой родине. Фестиваль собирает сотни талантливых людей со всей России, которые превращают город на несколько дней в территорию свободы творчества. Степной и южный Урюпинск стал местом для первого в регионе горнолыжного склона «Хопёрский снег». Его обустроила группа местных энтузиастов в черте города на берегу озера. Он создан по всем канонам горнолыжного курорта – с бугельным подъёмником, скоростным спуском, т р а с с о й для «ватр у ш е к » и участком для джиббинга – акробатического спуска с фигурами. И что самое показательное, проект «Хопёрский снег» не коммерческий. Его автор, известный урюпинец, президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Волгоградской области Евгений Лемешко подчёркивает – это социальная инициатива, когда затраты и прибыль не сопоставимы.

Но энтузиасты продолжают поддерживать проект ради города и людей, живущих в нём. А ещё недавно у нас появилось пространство «Гештальт Урюпинск». Это такая клубная территория, где любой может обсудить в кругу единомышленников свои задумки, идеи – гештальты. Уже собирается книжный клуб, любители музыки, женский клуб, инициированы проекты по созданию особой урюпинской коробочки для каждого новорождённого и реновации небольшого садика. Вообще в Урюпинске, к счастью или нет, при всей социальной активности жителей не наблюдается такого противостояния горожан и власти, как в других городах. Нам нечего делить – город маленький, финансовые потоки, ресурсы скромные, и всё на виду. Зато непременно есть что обсуждать и сообща делать. Есть у нас и проекты на будущее. Так, в Урюпинске находится одно из самых старинных деревянных зданий вокзалов в России, оно давно не используется по назначению. Но сейчас выходец из Урюпинска, молодой искусствовед Валерия Мелованова вынашивает планы преобразовать это пространство в музей современного искусства. Попутно может быть решён вопрос расселения нескольких семей, вынужденных проживать на бывшем вокзале.

– Кстати, в Волгограде старинный деревянный вокзал ранее находился на станции Гумрак. Претендовал на статус архитектурного памятника, но в канун ЧМ по футболу его снесли… – Придать статус памятника в ряде случаев, считаю, не лучшее решение. На владельцев и распорядителей исторического здания статус ОКН часто накладывает такую массу обременений, что в большинстве постройку легче просто законсервировать, чем использовать по новому назначению. Надеюсь, с нашим вокзалом такого не будет. Работать с исконными культурными ценностями, культурными кодами нужно здесь и сейчас, но на современном уровне, не делая из всего, что можно, сборник воспом и н а н и й и музейзаповедник давно минувших лет. – Тем не менее Урюпинск, как и любой провинциальный город, затронула проблема бегства талантливой молодёжи. – А разве это вообще проблема? Встречаясь в Урюпинске с местной молодёжью, я призываю её непременно пожить, поучиться, поработать в других уголках страны, больше попутешествовать. С таким багажом знаний, с широким, открытым сознанием легче сделать лучше, современнее и свой родной город. Большое видится на расстоянии. И в конечном итоге иногда самый лучший способ полюбить свой город – уехать из него. Нужно создавать все условия, чтобы в небольшие города приезжали, мигрировали новые люди, идеи, проекты. Например, в том же Урюпинске сложилась целая «диаспора москвичей», что развивают здесь бизнес – открывают кафе, организуют производство, создают рабочие места для жителей. А какая у них прописка – московская или урюпинская, разве это важно?! Я бы посоветовал городам больше думать не о том, почему уезжают жители, а о том, как привлечь новых активных людей с их потенциалом. За ними будущее.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах