191

«О чем звенит колокол». Фильм волжского режиссера покажут по ТВ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Нижнее Поволжье №18 05/05/2021
Так закаляется будущий колокол – кадр из фильма.
Так закаляется будущий колокол – кадр из фильма. / Илья Леутин / Из личного архива

Трудно поверить, но цифровые технологии проникли сейчас даже в такую традиционную отрасль, как искусство колокольного звона. Колокола в России – вообще явление особое, и этому посвящён документальный фильм молодого волжанина, режиссёра Ильи Ле­у­тина. Первыми картину увидели его земляки, но её покажут и на большом экране.

Звон как искусство

– Ещё учась во ВГИКе, я ходил в музей колоколов Измайловского кремля, и меня заинтересовала эта тема, – объясняет замысел Илья Леутин. – Вот у католиков на богослужении звучит музыка, а у православных только человеческий голос и колокол. Получается, колокол – единст­венный инструмент, который не считается в православии греховным. И я задумался, что же это за инструмент? Стал искать литературу по теме и понял, что её крайне мало. Есть только одна бесспорная книга «История колоколов и колокололитейное искусство», написанная в начале ХХ века Николаем Оловянишниковым, последним из династии прославленных ярославских литейщиков. На многие вопросы я не мог найти ответов в существующих источниках. Думал, сам напишу что-нибудь на эту тему. Рад, что появилась возможность при содействии Министерства культуры снять фильм «Колокола России».

– Как проходили съёмки?

– У нас подобралась хорошая команда. Дмитрий Стройло, учившийся  со мной во ВГИКе, занимался продюсированием, создавал музыку к фильму – он талантливый композитор. Я писал сценарий, был режиссёром. Сорежиссёром выступил мой друг, напарник, соавтор Иван Глазачев, а все шрифты и картинки, которые вы видите в фильме, сделала наша подруга, замечательная художница и преподавательница каллиграфии из Волгограда Анастасия Ульяненко. Снимали в разных городах, связанных с литьём колоколов, с особыми традициями колокольного звона: в Троице-Сергиевой лавре, в Ярославской области. Даже в небольшую командировку в Париж ездили. Дело в том, что после революции вся наша колокольная традиция оказалась за рубежом. В Париже есть старинный собор Александра Нев­ского – центр русскоязычной диаспоры во Франции. Его прихожанами были Тургенев, Рахманинов. Пикассо там венчался с Ольгой Хохловой. В фильме вы увидите этот храм с богатой историей.

О чём фильм?
«Колокола России» – рассказ о колоколе как культурном и философском феномене, его истории на Руси, о возрождении колокололитейной традиции, о православных звонах, о новых технологиях – «электронных звонарях», сменяющих человека на колокольне. Авторы беседуют с учёными, композиторами, искусствоведами, звонарями, сопровождая действие захватывающими видами храмов и редкими колокольным звонами.

Незвёздный Малахов

– В роли ведущего в фильме выступает Андрей Малахов. Как сложилось ваше сотрудничество?

– Андрей – воцерковленный человек, ходит на службы. Так мы познакомились, стали с ним дружить. Он открытый, искренний парень. Как-то на Соловках мы сидели на берегу, он взял пакет и стал собирать мусор: бутылки всякие, бумажки. Не под камеру, а просто потому, что там было грязно.
Вечером пошли в кафе (на Соловках не так много мест, где можно поужинать). Официантки его обступили: «Не отпустим, пока с нами не выпьете!» Куда ни придёшь, все с ним выпить хотят! Но он умеет по-актёрски выйти из положения: только пригубит, сделает вид, что пьёт. Так вот, сидели мы с этими женщинами, разговаривали, потом помогли им привести в порядок кафе после закрытия – Андрей, например, стулья переворачивал.

– Ваш фильм открыл звезду телеэфира с неожиданной стороны…

– Да, для всех нас это был новый опыт, я впервые работал в телевизионном формате. И для Андрея, думаю, было важно ощутить и показать себя в новом амплуа, выйти из своего привычного образа. Кстати, он соглашался участвовать бесплатно. Но поскольку в смету была заложена зарплата, мы ему заплатили, хотя, конечно, значительно меньше его обычных гонораров. Так что он участвовал в проекте не ради денег. Приезжал к нам в павильон часов в 12 ночи, после огромного количества своих эфиров, иногда снимал ботинки и работал босиком. В работу включался моментально. Он суперпрофессионал, с первого раза запоминает огромное количество текста, не знаю, что у него за методика, но результат потрясающий.

– Когда «Колокола России» покажут по телевизору?

– Фильм планировали показать на канале «Россия 1» в декабре 2020 года. Но не случилось. Надеюсь, это произойдёт в 2021 году.

– Художественный фильм не собираетесь снять?

– Давно уже планирую, и сценарий написал про 14-16-летних подростков, про хороших подростков, которые катаются на скейтах. Такая лихая история, но получить финансирование не удаётся. Наверное, будем искать не государственные, а частные инвестиции, переносить всё из Москвы в провинцию. Мне бы очень хотелось снять фильм в Волжском, но для этого нужны не только деньги, но и по-настоящему мощная административная поддержка. Буду искать возможности и людей, которые влюбятся в этот проект.

Досье
Илья Леутин. Родился в 1986 г. в Кемерово. Школу окончил в Волжском, затем учился в Литературном институте. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Соловьёва). Живёт в Москве. Автор романов «Тишина на полную громкость» и «Попакратия», сборников рассказов. Финалист литературных премий «Дебют», «Национальный бестселлер». Режиссёр нескольких короткометражных фильмов.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах