Примерное время чтения: 5 минут
1219

«Горели сады». Волгоградцы вспоминают о съемках легендарного киношедевра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Нижнее Поволжье №39 25/09/2024
Василий Шукшин и наш земляк Иван Лапиков во время киносъёмок.
Василий Шукшин и наш земляк Иван Лапиков во время киносъёмок. Кадр из фильма

28 сентября 2024 г. на клетской земле начнутся дни памяти советского, российского актёра, режиссёра и писателя Василия Шукшина. Исполняется ровно полвека с тех дней, когда на берегах Дона вблизи Клетской прошли съёмки кинофильма «Они сражались за Родину». 

На пути к шедевру

Фильм «Они сражались за Родину» особо памятен многим кинозрителям старшего поколения. Ещё бы – в фильме, помимо Шукшина, режиссер собрал созвездие лучших актёров страны того времени: Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, наш земляк Иван Лапиков в роли старшины Поприщенко…

Говорят, что Михаил Шолохов поставил перед режиссером фильма Сергеем Бондарчуком принципиальное условие – снять фильм максимально правдиво, вплоть до полного совпадения мест, где происходили описанные им события. Это  условие режиссёр без особых раздумий принял. Именно поэтому снимать фильм киногруппа отправилась к станице Клетской, где летом 1942 года шли оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду. 

«Место событий показал режиссёру сам писатель, решили там и снимать, а в качестве временной гостиницы для актёров и съёмочной группы к берегу Дона подогнали теплоход «Дунай», – говорит жительница Клетской Мария Урасова. Полвека назад, будучи ещё совсем молодой 21-летней женщиной, Мария Васильевна заведовала местной библиотекой при райкоме КПСС, лично общалась с актёрами и участниками съёмочной группы».

В кино как… на войне

Клетчане вспоминают: лето 1974 года было необычайно жарким даже для наших степных мест. Дождей не перепадало почти всё лето. Но Бондарчук не делал скидок актёрам – они в самую жару часами находились на открытом солнцепёке и среди окопной пыли. 

«Местные говорят: когда начали рыть окопы под съёмки, то находили в земле человеческие кости с фрагментами истлевшей военной формы, их потом передавали на захоронение военным», – говорит одна из жительниц станицы Перекопской Анна Васильевна.

Для работы над фильмом Бондарчуку выделили сводный полк солдат СА из пехоты, танковой и сапёрной частей. Перед началом работ местность тщательно изучили сапёры, обезвредив оставшиеся там ещё с войны мины. К откомандированным солдатам-срочникам добавились в роли статистов, помощников и местные жители.

«В начале 70-х и прямых очевидцев, участников боёв в этих местах было тогда ещё много, да и сами ветераны были ещё активного возраста, – говорит Мария Урасова. – Даже некоторые наши хутора, где немец прошёл с боями в сторону Калача-на-Дону, ещё тогда толком не отстроились после сражений тридцатилетней давности. Дома там были уничтожены до фундаментов, а где остатки печных труб только были».  

Ещё одну вынужденную потерю вспоминает пожилой клетчанин Николай Александрович Урасов, супруг Марии Васильевны. В начале 70-х он трудился в районном сельхоз­отделе.

«Механизаторы местного хозяйства специально под кино посеяли отдельное поле пшеницы с ячменём по весне, а летом его намеренно… сожгли, – говорит Урасов. – Внешне это выглядело так, что в поле вражеский самолёт падает и взрывается. От него посевы вроде как загорелись. В реальности на земле взрывную «хлопушку» военные рванули. Но всё выглядело очень натуралистично. Плохо только, что из-за сухой погоды пал пошёл куда не планировали – загорелись и сады, и участок целинной степи. Сады вот жалко – они погибли безвозвратно. А вот многие статьи о фильме утверждают, что ради зрелищных кадров якобы целый хутор Мелоклетский киношники сожгли, а жителей расселили, им ещё какие-то там компенсации выплатили – это всё неправда. В том хуторе не жил постоянно никто на тот момент». 

По словам Урасова, подготовка к съёмкам шла около года, и всё это время на киноплощадку каждый день приезжали десятки жителей окрестных хуторов, станиц. Часто не просто в роли наблюдателей, но и активных помощников. 

«Был в одном из хозяйств парень под два метра роста, вроде по происхождению болгарин, – вспоминает Николай Александрович. – Может, помните сцену, как за спиной засевших в окопах красноармейцев мельница-ветряк находится. Так вот, чтобы её привести в движение в безветренную погоду при съёмках, я предложил лопасти мельницы вращать системой ручных ремней-шкивов. А когда мельница по сценарию занялась огнём, наш двухметровый гигант чуть было заживо внутри не сгорел. Выручил Шукшин. Он буквально выломал ему проход в огне подвернувшимся под руку инструментом, фактически спас человека… Другой раз неопытный солдат-срочник из массовки опрокинул немецкий танк с обрыва и на какой-то момент застрял внутри него. Всё обошлось. А заклинивший у танкиста люк на моих глазах опять Василий Шукшин выбивал, ну а там и наш народ ему подсобил». 

«Был в лице сам не свой»

Многие очевидцы утверждают, что Шукшин по ночам писал, запершись в каюте теплохода, свой сценарий о Степане Разине, а утром, толком не отоспавшись, отправлялся на площадку. Не стало актёра в ночь на 2 октября. Он скоропостижно скончался на 46-м году жизни от инфаркта миокарда.

«Да, говорят, в каютах теплохода было душно даже сентябрьскими ночами, но некоторые клетчане были свидетелями, как Василий Макарович с переговорного пункта в Клетской частенько куда-то звонил, а потом в лице был сам не свой, о чём-то глубоко переживал, – утверждает Мария Урасова. – Кто были люди на том конце телефонной связи? Супруга Василия Макарыча? Кто-то из других близких? Киноначальство или просто коллеги по работе? Да кто же его теперь знает». 

Мёртвого Шукшина обнаружил близкий друг Георгий Бурков и эта трагическое событие наложило отпечаток на дальнейшие съемки фильма.

«Моё ли это личное ощущение со стороны, или так и было, но как Василий Шукшин ушёл, словно что-то поменялось на киноплощадке, словно работа немного расклеилась, настрой актёров стал немного другим, – считает Урасов. – Хотя киноактёры, они ж профессионалы. Отработали после кончины Шукшина ещё не одну неделю. Даже по нашим казачьим традициям прощальные, очень тёплые посиделки устроили с местными. Да не одну»!

Факт
В 1975-м, в год празднования 30-летия Победы, картину посмотрели более 40 миллионов зрителей. Но главное – многие фронтовики отметили, что фильм получился максимально достоверным.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах