В канун празднования 78-й годовщины дня Победы малоизвестные страницы истории обороны Сталинграда исследовал «АиФ»-Нижнее Поволжье». Имена бойцов-героев мы вспоминаем часто, но не менее значимыми были тогда подвиги мирных жителей, объединённых с воинами общей целью – отстоять Родину.
Одеть и обуть
Когда боевые действия в середине июля 1942 г. вплотную подошли к границам тогдашней Сталинградской области, областной комитет ВКП(б) обратился к жителям с призывом: «Сделаем всё, чтобы воин Красной армии был одет и обут». В итоге до конца года каждый район Сталинградской области, где не было оккупации, отправил на фронт десятки тысяч пар тёплых носков, варежек, валенок, овчин на полушубки. Всего за время войны в области жители отправили, по архивным данным, порядка 1,2 млн комплектов.
– Многие селяне выступили в роли доноров, отдали свою кровь нуждающимся раненым бойцам, – читаем в одном из исторических исследований. – Например, десятки литров крови отдали 32 донора из села Коростино, 27 литров – из хутора Нижние Коробки, 29 – из села Котово, 20 – села Моисеево Котовского района.
В тот же период труженики Палласовского района сдали государству более 1 млн пудов зерна, 72 тыс. пудов мяса, 2,6 млн литров молока, 63 тыс. кг шерсти и другой сельхозпродукции. На фронт шли подарки – продукты питания: 12 т муки, 12 т печёных изделий, 12 т мяса и мясных продуктов.
В колхозах и совхозах области трудилось в годы войны более 100 тыс. школьников. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров.
Но фронту нужна была помощь и в обороне, и сейчас трудно себе представить, на какие трудовые подвиги шли мирные защитники нашего края.
Так, вблизи станицы Клетской при приближении фронта местные жители в течение одной ночи навели переправы для эвакуации на восток собранного зерна. Словно муравьи, выстроившись в цепочку, дети, подростки, взрослые передавали из рук в руки вёдра, корзины с драгоценным грузом. В людском конвейере попадались даже пяти-шестилетние дети – они несли зерно в молочных бидончиках. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба.
В дни битвы в прифронтовом Фроловском районе прямо во время уборочной под бомбёжкой сгорело два комбайна, погибли комбайнёры Михин, Поляков, Рогачёв. В совхозе «Зеленовском» во время уборки урожая было убито под обстрелами одиннадцать селян, но весь урожай с площади свыше 10 тыс. га был убран.
Сталинградская дорога жизни
Даже когда фронт был относительно далеко, Сталинград уже начал опоясываться заградительными укреплениями, которые до последнего дня возводили все не занятые в оборонной промышленности горожане. Тысячи женщин и подростков в твёрдой как камень земле выкапывали окопы и противотанковые рвы. Уставали настолько, что спали вповалку на соломе в палатках тут же.
«Массовый героизм жителей Заволжья был проявлен при строительстве ж/д ветки Владимировка – Паромная, которую рекордными темпами строили преимущественно силами мирного населения для подвоза грузов для фронта», – вспоминал почётный житель города Ленинска, поэт-литератор Лев Кривошеенко.
Первый секретарь Сталинградского обкома партии А. С. Чуянов записал в своём дневнике: «В соответствии с решением правительства начинается строительство новой железной дороги Сталинград – Владимировка общим протяжением 180 км… Надо изыскать 25-30 тысяч рабочих и закончить работу в течение осени и зимы».
Из приахтубинских сёл ежедневно на стройку выходило около 8 тысяч рабочих, из них три четверти – женщины и школьники. Люди трудились по 10–12 часов в сутки. Налетающие с запада вражеские лётчики на бреющем полёте расстреливали беззащитных строителей, ведь повсюду на десятки километров простиралась открытая ровная степь.
Первая очередь дороги была построена всего за 72 дня и вошла в строй 27 декабря 1941 г. По ней сразу пошли эшелоны на фронт с боеприпасами, оружием, техникой и продовольствием.
На износ трудились во время битвы и волжские речники, до этого перевозившие по Волге сугубо мирные грузы.
«Всю тяжесть переправ через Волгу вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые; до самого конца ледохода продолжали упорно работать, – вспоминал генерал-майор, член военного совета 64-й армии Константин Абрамов. – Колёсный пароход «Механик Власов», которому ещё до войны плавание было запрещено, перевёз тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колёсами, работал до самого ледостава, пока не вмёрз в лёд посреди Волги. Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход «Самара». Он работал у Светлого Яра до 27 декабря 1942 г.».
В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тыс. рейсов через Волгу, перевезли для Сталинградского фронта 543 тыс. военнослужащих и раненых, в том числе 280 тыс. жителей Сталинграда.
За станками – дети
Известный советский литератор Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на тракторном заводе, писал: «В одном из цехов идёт горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками – рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу… Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспалённых от бессонницы глаз».
Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года.
С первых дней войны дети наравне со взрослыми включились в сбор средств на танки и самолёты.
А ещё подростки спасали тех, кто помладше: отряды сандружинниц из вожатых, учителей, старшеклассников, студентов, пионеров собирали по городу осиротевших малышей, доставляли их на сборные пункты в подвалах и бомбоубежищах. Кормили, обмывали, перевязывали раны, разыскивали родителей.
Например, в школе № 76 Краснооктябрьского района действовало восемь команд пионеров. Они собирали для красноармейских семей лекарства, писали письма на фронт, доставляли больным людям и фронтовикам-инвалидам почту.
Сразу же стали собирать средства в фонд детей, оставшихся в годы войны без родителей. Например, в Котельниковском районе в октябре 1943 г. заработанные на воскреснике 600 руб. перечислили в фонд детей-сирот – на учебники.
Разумеется, этот небольшой обзор отражает вклад мирного населения Сталинграда и области в общую победу лишь пунктирно. Жаль при этом, что единой постоянной экспозиции о самоотверженном труде жителей для фронта пока нет ни в одном из музейных центров города-героя. Бесценную информацию на эту тему можно почерпнуть исключительно по архивам и редким литературным источникам.
Факты
- В фонд обороны страны на формирование эскадрилья «Героический Сталинград» селянами было собрано: в Ленинском районе – 1,5 млн руб., в Октябрьском и Урюпинском – по 2,6 млн руб., в Еланском – около 3 млн руб., Палласовском районе – около 10 млн руб. На личные сбережения жителей села из Сталинградской области были построены боевые самолёты на авиазаводе в Саратове. Также была сформирована танковая колонна «Сталинградский осоавиахимовец».
- В 1944 г. шестидесятилетний колхозник-пчеловод Василий Викторович Конев из колхоза «Большевик» Новоаннинского района Сталинградской области внёс свои сбережения в фонд Советской Армии. Он просил, чтобы на них был построен боевой самолёт имени его земляка и родственника, погибшего на фронте Героя Советского Союза Конева. На средства колхозника был выпущен истребитель ЛА-5 с бортовым номером 14. Этот самолёт 2 мая 1944 г. вручили Ивану Кожедубу, а также дали письмо Василия Конева. Там он просил лётчика, которому достанется эта машина, беспощадно мстить фашистам за смерть героя Конева и бить врага до победы. Воюя на именном истребителе, прославленный ас сбил за короткое время восемь самолётов противника.