С 3 по 8 ноября 2022 г. в регионе будет проходить международная акция «Этнографический диктант».
О том, как знание истории и других народов может предотвратить национальную междоусобицу, «АиФ»-НП» побеседовал со старшим преподавателем кафедры истории России ВГСПУ Натальей Ленивихиной.
Украина: откуда корни конфликта?
– Больной вопрос, что мучает всех нас в эти дни: почему так получилось, что за три десятка лет после распада СССР во многих регионах бывшей УССР сформировался абсолютно враждебный для всего российского, русского политический и националистический проект?
– В некоторых наших братских республиках бывшего СССР, и Украина не исключение, попытки осознать причины экономических проблем часто завершались обнаружением очередного «врага» по этническому или религиозному признаку. Безответственным политикам либо радикальным силам легче всего было пустить недовольство граждан той или иной страны именно по такому ложному руслу.
Шло утрированное подчёркивание этнической «самобытности-самостийности», вплоть до генетических «изысканий». Активно агрессивная националистическая пропаганда сильно промыла мозги не только взрослым, но и главным образом молодёжи. Таким образом, мы получили в этой стране уже второе поколение граждан, многие из которых ненавидят Россию и русских.
Исправлять столь далеко зашедшую ситуацию придётся достаточно долго. И не столько силовыми методами, сколько через воспитание, образование, методами народной дипломатии.
Вообще этнические конфликты, проблема которых сегодня как никогда актуальна, часто являются последствием недостаточных этнологических знаний, общей низкой культуры межнациональных отношений. Имеют место и этнические предрассудки, предубеждения, негативные этнические стереотипы. Воспитание уважительного отношения к представителям всех народов, терпимости к этническим особенностям культуры и быта является важной составной частью всей системы образования и воспитания в России.
Именно толерантность является тем «барометром», который позволяет определить уровень общественной зрелости и отдельных людей, и общества в целом. Очень важна и степень развитости их культуры, готовность к диалогу.
– Тогда каким, на ваш взгляд, минимумом знаний должен обладать соотечественник, чтобы у него не возникало конфликтов с людьми иной национальности?
– Как минимум современный человек должен осознать те реалии, что сегодня нет, да и не может быть мононациональных государств и регионов вроде «Эстония для эстонцев», а «Рязанская область для русских». Следует осознать и то, что абсолютно не существует «чистых» рас, нет «чистых» наций, нет даже некоего условного «чистого ядра» той или иной нации, которое бы не находилось без постоянного активного взаимодействия с другими народами и национальностями.
Мы все живём здесь и сейчас. Поэтому должны выживать вместе или вместе погибнем, третьего не дано. И если выживать, то как минимум необходимо демонстрировать внимательное, осторожное, уважительное отношение друг к другу, к представителям других рас, культур, народов.
Если обратиться к нашей истории, то мы наглядно видим – сама российская государственность изначально зарождалась как многонациональная, поликультурная. Современная российская культура является синтезом множества культур народов и народностей.
Давайте жить дружно
– Насколько высоко в таком случае вы оцениваете уровень этнокультурной грамотности волгоградцев, особенно молодёжи?
– Как довольно средний. Знания о традициях и культуре иных живущих бок о бок с нами народов часто находятся на бытовом уровне, на уровне личностных или групповых контактов по работе-учёбе.
К сожалению, во многом забыты такие актуальные традиции, как клубы интернациональной дружбы (КИДы), межэтнические общества и прочее подобное.
Несколько лет в нашей профессиональной среде обсуждалась проблема расширения в образовательных программах этнокультурного компонента, но, насколько мне известно, вопрос принципиально пока не решён.
– А что в таком случае делать сейчас, чтобы мы узнавали друг друга лучше?
– Думаю, нужны яркие, нестандартные меры. Например, акция «Большой этнографический диктант» как раз направлена на повышение интереса к многоэтничной палитре нашей страны.
Необходимо изучать традиции народов, определять истоки и возрождать бытование обрядов, обычаев, праздников. Без передачи таких вроде бы простых знаний от одного поколению другому мы никуда дальше в своём развитии не двинемся.
И ещё: считаю, элементы этнографического просвещения должны вводиться уже в детском саду. При этом, например, надо не просто рассказывать о многообразии народов России, но и проводить праздники, утренники национальных культур, встречать Новый год или День России в национальных костюмах, готовить угощения в национальном духе, организовывать просмотр и обсуждение фильмов по национальному фольклору. Такие знания сохраняются потом на всю жизнь.
Уже в начальных классах следует знакомить детей с многообразием народов и культур, воспитывать понимание, что нет «плохих» или «лишних» народов, что исчезновение или уничтожение любого, самого маленького народа обедняет всё человечество, всю мировую культуру.
Ещё раз подчёркиваю – нет в России сегодня однонациональных территорий. Невозможно и нелепо представить вузы, школы, классы, дома, города, сформированные по национальному признаку. Это путь к саморазрушению.
Национальный колорит: где узнать больше?
- Музей-заповедник «Старая Сарепта» на юге Волгограда. В основе его экспозиции – знакомство с традициями немцев из религиозного братства гернгутеров, прибывших на Волгу по манифесту Екатерины II. Также в числе экспонатов есть изба волжского крестьянина. Действует выставка, посвящённая татарскому и калмыцкому народам.
- Центр национальных культур «Алтын-нур» (пос. Эльтон под Палласовкой). В казахской юрте можно отведать национальный чай, примерить этнические костюмы, подержать домбру. Есть и русская изба сёл Заволжья.
- Иловлинский музей казачьего быта. Казачья усадьба конца XIX – начала XX в. с подлинными предметами быта и лошадьми.
- Этнографический музей татарской культуры и быта «Туган Як» (с. Малые Чапурники Светлоярского района). Среди экспонатов – самовар, рукописный Коран, музыкальные инструменты, набор для старинной игры татарских мальчишек «альчики», кованые вещи.
Проверь себя: вопросы Этнографического диктанта — 2021
У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодожёнов встречают хлебом-солью. А что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?
Мёд и масло. Ими мать жениха угощает невесту для счастливой жизни молодой семьи.
Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что должны сделать хозяева?
Сварить для гостя кофе – это символ крымско-татарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей.
Какой из этих предметов утвари был символом власти хозяйки в русской крестьянской семье: хомут для лошадей, серп, коромысло или хлебная лопата для отправки караваев в печь?
Хлебная лопата. Испечь хлеб – это долгий и сложный процесс, подвластный лишь хозяйке в доме. Если женщина передавала хлебную лопату другой, то это значило, что она передаёт свою власть в семье.
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него. Что это: шашка, черкеска, папаха или пояс?
Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы, или же снимали ещё до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было неприлично.
Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
Это Сахалин – самый большой остров в России.