На протяжении нескольких веков пути двух народов, русского и украинского, самым тесным образом переплелись на землях Нижнего Поволжья. Пример многовекового взаимодействия двух родственных славянских народов – это и противовес тому, что происходит сегодня, и надежда на будущее.
В «украинском следе» на Нижней Волге и Дону разбирался «АиФ»-НП».
То мирились, то вздорили...
Украинцы живут на всей территории современной России, однако есть несколько регионов, где имеются их компактные поселения. В Поволжье это Волгоградская область.
– Началась совместная история двух будущих восточнославянских народов в нашем крае ещё со времён донских и запорожских казаков, с XV-XVI веков, когда на развалинах Золотой Орды зародилось казачество, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС Игорь Тюменцев. – Исторические данные говорят, что между предками нынешних украинцев в лице запорожских казаков и донцами велись активные торговые, дипломатические отношения. Совершали они и совместные походы и набеги на врагов. В ряде случаев были и взаимные распри, боевые столкновения казаков-разбойников из обоих войск.
Великие князья московские и цари всея Руси часто нанимали донских и запорожских казаков на службу, где они составляли иррегулярную (непостоянную) пехоту. Запорожцы, в отличие от донцов, чаще служили королям Речи Посполитой – враждебного для России западного соседа.
Царь и малороссы
Важный этап истории малороссов Поволжья – царствование Петра I. Во время его пребывания в Царицыне к царю обратился малороссиянин Яков Житков с проектом расселении малороссиян близ Царицына.
«Пётр I так заинтересовался Житковым, что приказал ему следовать с собой в Астрахань, где и имел с ним по поводу переселения подробный разговор. Результатом этих разговоров стал указ из астраханской губернской канцелярии, разрешавший Житкову селить малороссиян в указанных им местах, что и сам Пётр подтвердил в третий раз на возвратном пути из Персии, будучи в Царицыне в 1722 г.», – говорит Игорь Тюменцев.
В предании об образовании одной торговой слободы сказано: «Деды их проживали в привольных местах Украины, и вышли мы из-под Киева по причине, что нас притесняли паны (помещики. – Авт.) и разорили наши пожити».
В двадцатые годы XVIII века на Волге именно малороссами, выходцами с «Окраины» российского государства были основаны слободы Дубовка, Терса, Тишанка, Ольховка, Каменный Брод, Александровка и Семёновка.
При Петре Великом и его преемниках великороссы и малороссы на равных правах записывались в регулярную армию, ландмилицию (род поселенного войска, существовавшего в России в 1713–1775 годах. – Авт.) и линейные казачьи войска. Так Волжское казачье войско было сформировано из «охотчих» донцов и малороссов. Ему поручили караульную службу на Волге от Саратова до Чёрного Яра.
Народная колонизация междуречья Волги и Иловли от Царицынской линии до Дмитриевска (Камышин) вызвала бурю негодования у дворян. Они добились ликвидации слобод после смерти Петра Великого. Эта территория была отдана Волжскому казачьему войску.
– Впоследствии и Волжское казачье войско, и Московский легион из донцов перевели на Кавказ, – отмечает Игорь Тюменцев. – На освобождённой казаками территории началась помещичья колонизация.
Хозяйство края быстро развивалось, тем более что богатейших ресурсов было хоть отбавляй – рыба, соль озера Эльтон, благодатный для земледелия, огородничества, садоводства климат.
От чумаков до хлебопашцев
В 40-60-е годы XVIII столетия правительство Российской империи вербовало малоросских крестьян для обслуживания солеразработок на озере Эльтон. Те занимались «чумачеством» – перевозили по Эльтонскому тракту на подводах соль от Эльтона в Покровскую слободу (ныне город Энгельс Саратовской области), а также в Николаевскую слободу (ныне Николаевск Волгоградской области) и Камышин. Напротив этих городов через реку Волгу были построены соляные магазины, вблизи которых и стали селиться чумаки.
Сенатским указом от 15 марта 1754 г. было установлено: «Всем тем малороссиянам, кои там обретаются и к возке соли обзаводились волами и всяким припасами, как при Саратову, так и при Дмитриевску на луговой, а не на горной стороне быть, и скот свой пасти, лес незаповеданный рубить на починку их телег позволить».
В 1797 г. новым указом правительство приписало к перевозке соли ещё 17 украинских слобод и наделило их население рядом льгот, в частности, дало большие угодья земли, освободило от всех налогов и рекрутской повинности.
Соляной промысел Эльтона просуществовал около 130 лет. В 1882 г. была проложена железная дорога из центра страны до другого приволжского солёного озера – Баскунчак, и добыча на Эльтоне полностью прекратилась. Много чумаков вернулось обратно в Украину, но многие и остались.
– В заволжских степях, на юге тогдашней Самарской губернии, ныне это Быковский, Николаевский, Старополтавский районы, ещё два столетия назад появились целые поселения выходцев из Малороссии, – рассказывает учёный-лингвист, профессор ВГСПУ Василий Супрун. – Основав поселения, они иногда давали им названия, созвучные с местами своего прежнего проживания: Старая и Новая Полтавка, Харьковка и т. п.
По словам исследователя, по прошествии нескольких столетий на северо-востоке нынешней Волгоградской области возник своеобразный украинский «этнический остров», где из поколения в поколения сберегались язык, традиции, веровании, обряды земли предков.
Земельная воля
После раскрепощения крестьян в 1861 г. с помощью Крестьянского поземельного банка украинские крестьяне в губерниях Нижнего Поволжья стали приобретать участки земли и образовывать новые поселения. Только в Саратовской губернии, куда входили и территории от Камышина до Царицына, вплоть до начала ХХ века украинцами было образовано более 200 новых сёл и хуторов.
В 1923 году, согласно первой городской переписи в СССР, только в Царицыне проживало 24 тысячи украинцев.
В Великую Отечественную войну переселение украинцев на Нижнюю Волгу возобновилось. В сентябре 1941 г. Совнарком СССР издал постановление «О мероприятиях по переселению колхозов из прифронтовой полосы Украинской ССР, Орловской и Курской областей», на основании которого десятки тысяч украинских семей были эвакуированы в Нижнее Поволжье.
В это же время в Заволжье были эвакуированы семьи шахтёров из Донбасса. После освобождения Украины часть переселенцев вернулась на родину, а часть навсегда связала свою судьбу с нижневолжской землей.
В послевоенное время и позже украинские «этноостровки» на Волге и на западе области, напротив, охватили процессы бурной ассимиляции с остальным славянским населением, в первую очередь, с русским. К началу 70-х годов прошлого века только типично украинские фамилии свидетельствовали об этнических корнях жителей Волгоградской области.
Факты
- В наше время украинская диаспора является второй по численности в нашем многонациональном регионе: 1,4% от всех жителей области – это украинцы. Более половины из них проживает в крупных городах – Волгограде, Волжском, Камышине. В сельской местности региона насчитывается около 80 населённых пунктов, большинство жителей которых являются этническими украинцами.
- Людей с украинскими корнями довольно много среди элиты региона. Один из самых известных – бывший губернатор Николай Максюта. В ходе переписи населения 2002 г. он отметил в опросной анкете свободное владение украинским языком.
- С 2002 года в регионе действует национально-культурная автономия (РНКА) украинцев Волгоградской области, аналогичные землячества есть и в ряде сельских районов.
- В нескольких школах Волгограда и Волгоградском педуниверситете украинский язык факультативно изучают около сотни студентов и более двухсот школьников.
- В регионе есть множество творческих коллективов, исполняющих украинский фольклор: вокальный ансамбль «Калинка», детский ансамбль «Пролиски», «Гусёвский хор украинской песни», ансамбль «Харьковчанка» и другие.