Примерное время чтения: 2 минуты
58

Поезд памяти. Железнодорожные ворота волгоградского региона отметили 70 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Нижнее Поволжье №24 12/06/2024
Главный вокзал Царицына на рубеже ХХ столетия.
Главный вокзал Царицына на рубеже ХХ столетия. Царицын.рф

Юбилей вокзального комплекса города-героя отпраздновали достойно – концертом творческих коллективов, экскурсиями, мини-спектаклями. Об истории одной из визитных карточек областной столицы  напоминает «АиФ»-Нижнее Поволжье».

Рождённый «Русским Чикаго»

Как отмечает волгоградский краевед, кандидат экономических наук, автор проекта «Царицын.рф» Роман Шкода, беспрецедентный рост населения и промышленности, который испытал уездный Царицын во второй половине XIX века, во многом был связан с тогдашней трансформацией города в крупный железнодорожный и промышленный узел. 

Позже подобный феномен Царицына на излёте XIX столетия образно назовут «Русским Чикаго». Второй по счёту после Волго-Донской ж.-д. дороги стала ветка Царицын – Грязи, которая заработала в июле 1871 года. Главной станцией на этой дороге и стал тогдашний Грязе-Царицынский вокзал, который в наше время и является вокзалом Волгоград-1.

– Здание было построено из кирпича, а на верхней части фасада красовалась аббревиатура «ГЦЖД», ниже был выбит год строительства – 1871, – рассказывает Роман Шкода. –  В начале 90-х годов XIX века станцию перестраивают, при этом частично меняется её облик. 

Следующая существенная перестройка коснулась главных ж.-д. ворот города в самом начале 1930-х гг., уже в городе, тогда носившем имя Сталинград. Был достроен дополнительный этаж, возникает массивное правое крыло. А дальше  была война…

На прежнем фундаменте

В конце лета – начале осени 1942 года, несмотря на интенсивные обстрелы и бомбёжку, вокзал продолжал работать вплоть до сентября 1942 года. После тяжёлых боёв 31 января 1943 года вокзал Сталинград-1 перешёл под окончательный контроль бойцов Красной армии. 

После войны было принято решение не восстанавливать здание вокзала, а строить новое, но на прежнем фундаменте. 

Основные работы по возведению вокзала были окончены в 1954 году. За свои 70 лет архитектура вокзала практически не претерпела никаких изменений. В 1997 году, подчёркивая особую значимость сооружения, региональные власти причислили его к объектам культурного наследия.

В 2005 году он пережил кап­ремонт. Была смонтирована ночная подсветка, а после резонансного теракта в декабре 2013 года на прилегающей к вокзалу территории появились дополнительные павильоны для досмотра пассажиров.  

В наши дни вокзальный комплекс Волгограда является одним из крупнейших на Приволжской магистрали. Его ежедневно посещают около 14 тысяч пассажиров, а на платформах ежесуточно останавливаются не менее сотни поездов дальнего и пригородного сообщения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах