Владимир Миллер, один из самых известных меценатов Царицына, был фигурой весьма противоречивой – исключительные достижения он чередовал со скандалами общегубернского масштаба. Вот лишь некоторые вехи его жизни.
Деньги, театр и роман
В пойме реки Царицы вплоть до 70-х годов XX века стоял замок с узкими башенками, диковинным флюгером, лепниной, каменными балконами. Горожане поговаривали, что там живут привидения...
– Романтический замок на высоком берегу Царицы был домом купца Владимира Михайловича Миллера, – объясняет учёный, краевед, создатель цикла лекций об истории города Роман Шкода. – Замок чудом устоял во время Сталинградской битвы, когда все здания вблизи были разрушены.
В 1970-е годы, когда строили мост через реку Царицу, замок снесли. Архитекторы и обычные волгоградцы считают, что это было актом вандализма.
Предки Владимира Миллера переселились в Россию из Германии ещё во времена Екатерины Великой. В Дубовке Миллеры построили горчично-маслобойный завод, пивоваренное предприятие и паровые мельницы.
С пуском в Царицыне железной дороги часть клана Миллеров перебралась сюда. Купили мыловаренный завод, построили замок, рядом с ним – горчично-маслобойный завод. Это предприятие обеспечивало им роскошную жизнь.
– Владимир Миллер был фанатом театра, – отмечает Роман Шкода. – В конце XIX века на территории, где сейчас находится ТЦ «Пирамида», купец Шувалов разбил сквер, посадил сад. Владимир Миллер выкупает эту территорию и строит там каменное здание «капитального театра» на 1300 сидячих мест.
Так в Царицыне был создан первый большой городской театр. Купец назвал его «Конкордия». Он располагался чуть выше горчичного завода, тут же, в пойме Царицы. Владимир Миллер владел им в 1905–1915 гг.
В театре была своя большая труппа актёров, на гастроли приезжали известные артисты, в том числе и столичные: Шаляпин, Собинов, Савина...
Жизнь в театре била ключом: так, по данным краеведа Нины Суховой, за один месяц 1909 г. было дано двадцать разных спектаклей, в их числе «Демон», «Пиковая дама», «Гугеноты», «Евгений Онегин»…
Миллер и сам иногда играл на сцене под псевдонимом. У него был драматический тенор, но голос его часто срывался. А в ресторане сада «Конкордия» гости за 25 коп. могли отведать изысканные блюда, например, кебаб де мутон (котлетки бараньи), судака в белом вине и свежую осетрину.
Миллер, как и многие люди искусства, был человеком увлекающимся. Будучи женатым, он влюбился в одну из актрис театра – 20-летнюю Верочку Англичанову, которая родила ему дочь Тамару. Когда девочка подросла, Владимир Миллер отправил её в лучшую семейную гимназию на учёбу.
Бунт «белых негров»
Владимир Миллер построил и концертный зал (сейчас это большой зал заседаний Волгоградской областной думы).
– К 1909 г. театр «Конкордия» и другие концертные площадки, принадлежащие Миллеру, использовались оперным товариществом, учредителем которого был сам Миллер с компаньонами, – отмечает Роман Шкода. – За свой бенефис артист должен был заплатить Миллеру 300 руб., плюс ещё «за вешалку» и благотворительный сбор. Остающаяся от продаж билетов сумма делилась пополам между всё тем же Миллером и самим артистом. В итоге артисты оставались ни с чем.
Миллер любил искусство, но с людьми обходился жёстко. Занимался ростовщичеством – так, однажды, когда артисту Гудвилю потребовалось съездить в Петербург, он отдал Миллеру в залог золотую цепочку от часов стоимостью 50 руб. Миллер согласился только на 25. За нотную библиотеку вместо 200 руб. дал лишь 75 руб.
Недовольство нарастало, и в результате артисты взбунтовались: вышли из товарищества и попросили у города сдать им для выступлений зал Общественного собрания.
Разразился большой скандал. Купец подал на артистов в суд, пытаясь арестовать их имущество. Общественность встала на сторону артистов. В газетах сообщалось, что Миллер завёл себе «белых негров», а театр-сад «Конкордия» назвали «негостеприимной и неприятной ямой, которая зовётся садом».
Позже театр Миллер продал за 100 тыс. руб. Деньги вложил в строительство первого кинотеатра в Царицыне, который назвал «Парнас» (он располагался на углу современных улицы Ленина и проспекта Ленина).
А в начале Первой мировой войны разразился новый скандал, когда Миллер открыл в своём ресторане «Люкс» кафешантан.
– Тогда всякое увеселение в обществе рассматривалось как порочное, – замечает Роман Шкода. – Газеты обрушились на Миллера с громкими обвинениями. Пытаясь отбиться от нападающих, Миллер заявил, что кафешантан он открыл не просто так, а из патриотических соображений. Из суммы входной платы (а она составляла 35 копеек) он собирается 3,5 копейки отдавать в пользу раненых.
От такого заявления городская общественность вскипела, газеты назвали это «трёхкопеечным патриотизмом». Купцу пришлось закрыть своё заведение. Позже газеты писали, что «ресторан «Люкс» превратился в дом терпимости».
Бриллианты для Тамары
Миллер часто навещал дочь Тамару в Москве, содержал девочку и положил на её имя в банк бриллиантовые украшения ко дню совершеннолетия.
Но революция 1917 г. изменила всё. В августе 1918 г. Миллера арестовали. Содержали в камере, где нельзя было ни сесть, ни лечь. Обвинили в самовольной продаже горчичного масла с собственного завода, оштрафовали на 10 тыс. руб. и отпустили под честное слово.
Через восемь дней Миллер вновь был арестован и обвинён в краже 1,5 млн руб. с завода – на самом деле это были его деньги.
В тюрьме купец заболел тифом – условия содержания здесь были очень жестокие. 19 февраля 1919 г. Владимир Миллер умер.
Ещё через год не стало Веры Англичановой, она тоже умерла от тифа. Не получила своих бриллиантов и дочь купца Тамара...
А вот сама идея театра «Конкордия» оказалась жизнеспособной. В 1989 г. выдающийся волгоградский музыкант Михаил Рубцов основал первую в России духовно-певческую школу «Конкордия». И по сей день ансамбль старинной музыки «Конкордия» радует своими выступлениями...