О том, что под Свято-Духовым монастырем в Волгограде находятся подземелья, слышали многие. Но кто их создавал и зачем и причём тут знаменитый царедворец Григорий Распутин, знают немногие. Об этом и многом другом рассказал кандидат философских наук Сергей Иванов в музее «Россия – моя история».
Тайны подземелья
В новейшей истории Волгограда всё началось с того, что в 2010 г. на территории Свято-Духова монастыря (он находится на пересечении улиц Невской и им. Маршала Рокоссовского) внезапно образовался обширный провал. Им заинтересовались специалисты, включая и Сергея Иванова. Учёный тогда высказал версию, что провал может быть связан с вырытой около ста лет назад под монастырём сетью подземных ходов.
Тут надо упомянуть, что сам монастырь был построен в 1908–1911 гг. за невиданно короткий срок. Возводили его под руководством иеромонаха Илиодора, личности яркой, противоречивой, с замашками бунтаря. Не зря современники называли его одержимым или авантюристом в рясе. В 1908 г. иеромонах даже представал перед судом по обвинению в призывах к бунту, но был оправдан. Духовенство считало, что Илиодор пребывает в «прелести», то есть в святом заблуждении, самообмане. Но это не мешало ему оставаться ко всему прочему и очень деятельным.
Назло врагам
– Создание пещер под Свято-Духовым монастырем начиналось более века назад с нагнетания в Царицыне иеромонахом Илиодором настроений близящейся катастрофы, – говорит Сергей Иванов. – Так, например, 24 сентября 1911 г. он в своей проповеди перед большой толпой народа заявил, что «приближается, уже почти приблизился конец света». Илиодор запугивал людей, что кончина мира и пришествие Антихриста произойдут через два-три года, максимум через пять лет.
Толчком к началу строительства катакомб стал отказ Царицынской городской думы выделить Илиодору площадь близ монастыря для обустройства там благотворительных учреждений. В ответ он заявил прихожанам: «Не дали нам гласные своей площади, так мы выроем себе нужное помещение под их площадью, и сами они не будут знать, где наши помещения будут находиться. Землю из-под земли мы будем ссыпать в овраги, и пусть наши враги на неё любуются».
Согласно планам Илиодора катакомбы должны были уходить в землю на три этажа. И никто, кроме самых близких для Илиодора людей, не должен был знать в них ни входа, ни выхода.
В этих подземельях он намеревался спрятаться вместе со своими сторонниками не только от пришествия Антихриста, но также от светских врагов, которые, по мнению Илиодора, скрытно преследовали его всюду...
В оппозиции
Подземными сооружениями, возводимыми в Царицыне, вскоре заинтересовалась полиция. Так, в рапорте полицмейстера от 4 октября 1911 г. говорится, что «работы по рытью пещер на монастырском подворье продолжаются. Причём рвы роются в разном направлении, длиною от двух до семи аршин (старинная меры длины, равная 0,7112 м. – Авт.), шириною в один аршин и глубиною до шести аршин. Один из рвов, направляющийся под монастырский храм, имеет вид входа в подземелье, ширина его около трёх аршин и длина аршин восемь. Ход этот роется под личным наблюдением иеромонаха Илиодора. Работают преимущественно женщины и дети, но есть и мужчины. Все они трудятся бесплатно».
В октябре 1911 г. Илиодор сказал в проповеди своим сторонникам: «Видя здесь такое множество старательных и усердных работников, я уверен, что вы не только выроете катакомбы под монастырём, но можете подрыть весь Царицын, а уж о городской управе и говорить нечего...»
Весь ход создания подземного комплекса лично и тщательно контролировался Илиодором. В специальной книге он вёл строгий учёт работающих и жертвующих, выдавая каждому свидетельство с личным номером и разрешение на погребение в катакомбах.
Раздача Илиодором их началась в октябре 1911 г. На каждом из них было напечатано: «Народная усыпальница обители Св. Духа в городе Царицыне». Получатель должен был запомнить его номер. В свидетельство записывались также имя, отчество и фамилия его обладателя. Стояла и подпись Илиодора.
Попал в опалу
Неизвестно, как стали бы использовать подземелья, если бы не ссора Илиодора с известным авантюристом Григорием Распутиным, с которым до того они были дружны. Но после их конфликта в январе 1912 г. вышло постановление Священного Синода Русской православной церкви об удалении бунтовщика из Царицына во Флорищеву пустынь, находящуюся во Владимирской губернии.
В октябре 1912 г. Илиодор неожиданно обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев и отрекается от веры в православную церковь. В ответ по постановлению Синода он был расстрижен и освобождён из монастыря.
В 1914 г. Илиодор организовал одно из покушений на Григория Распутина, а потом покинул страну.
С этого же года он жил в эмиграции. Большая часть поклонников от него отшатнулась, и он потерял былое значение. А вот катакомбы-то никуда не делись.
С годами стало ясно – подземелье нужно держать под контролем. В декабре 1912 г. катакомбы Свято-Духова монастыря осмотрел инженер Клементьев и епархиальный архитектор Петропавловский. Они указали, что подземелья угрожают катастрофой в случае стечения народа в монастырь, потому его вскоре закрыли. Послушники и прихожане были переведены в другие монастыри. Так завершилась эпопея по созданию самых крупных в истории города подземных сооружений.
Что говорит наука?
Что представляет собой подземелье сегодня?
Недавно геофизики провели исследования на территории Свято-Духова монастыря и близлежащего военного городка. Они определили в этом месте зону пониженного сопротивления грунта. Выяснилось, что от монастыря на северо-запад проходят три подземных хода. Далее они превращаются в два рукава и выходят в Кубанский овраг уже единым целым. Всё это точно соответствует расположению старых зданий Свято-Духова монастыря. Тут надо оценить расчёт Илиодора: выход в глубокий Кубанский овраг был расположен ниже входа в катакомбы на территории обители, что обеспечивало для подземелий дренаж и вентиляцию.
Прогноз учёных – зона провала будет и дальше расширяться. Никакой опасности для людей это не несёт: подземелья были засыпаны ещё в 1914 г.