В истории легендарного бронекатера БК-31 необычным было всё, начиная от случайного обнаружения и заканчивая установкой. Но главное – из небытия удалось вернуть имена тех, кто вступил на судне в свой последний бой.
75 лет под водой
По сей день Волга, русло которой стало водоразделом между войной и миром, хранит много тайн о событиях великой битвы. Одной из таких загадок и был бронекатер БК-31, который в мае 2017 г. случайно обнаружили дайверы во время погружения. Находка вызвала большой интерес у поисковиков и волонтёров: случай был особенный. Выяснилось, что в результате взрыва снаряда на судне был повреждён маслопровод, и вылившаяся жидкость законсервировала на 75 лет всё, что было внутри, защитив от разрушительного воздействия воды.
Волгоградский военно-исторический фонд «Наследие» взял на себя задачу восстановления катера. Многие тогда были уверены: это невозможно.
«Это было очень и очень непросто, – подтверждает руководитель «Наследия» Анна Василевская. – Во-первых, согласования – вы не представляете, сколько ведомств пришлось обойти, чтобы получить добро. Во-вторых, надо было определить дальнейшую судьбу катера: он был как рыба – «жил» в воде, но сразу же погиб бы на воздухе, поэтому с реставрацией медлить было нельзя. Превращать его в мёртвый памятник мы не хотели – бронекатер заслуживал другой участи, и мы придумали, как это лучше сделать!»
Доброе дело, подобно магниту, притянуло к себе редких специалистов не только из Волгограда. Поисковики, реставраторы, эксперты, водолазы, технологи объединились в команду, которая и сейчас продолжает опекать бронекатер. Работая на общественных началах, люди всех возрастов трудились, чтобы как можно быстрее восстановить историю БК и его команды.
Вернувшиеся из небытия
Летом 2017 г. команда водолазов приступила к подъёму, сразу же столкнувшись с непредвиденной проблемой.
«Раз за разом стали рваться подъёмные тросы, проложенные под днищем корабля, – рассказывает Анна Василевская. – Подъём пришлось приостановить».
Выяснилось, что подбитый БК-31 лёг на дно, накрыв собой остатки галеры ещё петровских времен, и тросы цеплялись и рвались от старых гвоздей, соединявших некогда доски галерных бортов. Преодолели и это, и в конце концов подъём увенчался успехом.
Поисковики и реставраторы взялись за дело незамедлительно. В ходе исследования выяснилось, что катер пошёл на дно из-за прямого попадания снаряда, на момент его гибели 9 октября 1942 г. на борту находились 11 человек. К сожалению, медальоны краснофлотцев оказались или не заполнены, или пусты, что не позволило сразу установить имена погибших. Рассчитывать на исследования ДНК тоже не приходилось – прошло очень много времени. Кроме того, развал Советского Союза, закрытие ряда военкоматов, уничтожение архивов значительно усложнили идентификацию членов экипажа.
Однако через архив Военно-морского флота в Гатчине удалось выяснить имена пяти членов экипажа.
«Подсказкой стали личные вещи – ложки, ремни, бритвы, на которых стояли инициалы владельцев», – говорит Анна.
Поработав в архивах, энтузиасты выяснили и то, что сам катер – большая редкость. Таких в стране было выпущено всего семь, и до находки в Волгограде считалось, что после войны не осталось ни одного.
«Наши волонтёры побывали на заводе-изготовителе, специалисты которого очень заинтересовались подводной находкой и смогли многое рассказать о его технических и боевых характеристиках, – отмечает Василевская. – А у историков большой интерес вызвал найденный на катере целый боевой арсенал: снаряды, гранаты, патроны и стрелковое оружие».
Война и мир
Не менее интересные находки обнаружились и в каютах боевого корабля.
«Принято считать, что люди воюют целыми сутками, но это не так – у них находились минуты на досуг и отдых, – продолжает Анна Василевская. – Каждый член экипажа БК-31 взял с собой на боевой корабль что-то дорогое для себя: мы обнаружили гитару, фарфоровую кофейную чашечку, целую коллекцию деревянных мундштуков для трубок (кто-то явно занимался их изготовлением), а также стеклянный флакончик с духами «Ландыш». Также сохранились фрагменты учебников – экипаж состоял из молодых парней, старшему из которых было немногим за 30, и они продолжали учиться. Мы выяснили, что когда катер ещё строился на заводе, там параллельно шло обучение будущего экипажа: речников знакомили с судном, особенностями его управления, ведения стрельбы».
Таким же добротным, как и сам катер, оказалось его оборудование. Всё было выпущено местными артелями и отличалось завидным качеством. Так, паяльная лампа по сей день находится в рабочем состоянии!
Поэтому мы сразу же приняли решение строить музейный павильон, где катер был бы представлен на всеобщее обозрение. Создавали мы его и реставрировали сам катер исключительно с помощью отечественных материалов. Очень многие люди помогли в осуществлении проекта, равного которому в стране нет.
«Место гибели – река Волга»
...Эти скупые строки извещения о гибели члена экипажа БК-31 Владимира Карповича Коллегова его дочь всякий раз перечитывала со слезами. Ежегодно в День Победы она приезжала из далёкой Перми в Волгоград, шла на набережную и опускала букет гвоздик в холодную волжскую воду в память о погибшем отце. О нём она знала ещё лишь то, что в 1942 г. он был награждён орденом Красной Звезды.
А когда поисковики сообщили ей, что бронекатер, на котором погиб Владимир Коллегов, найден всего в километре от набережной и останки её отца обнаружены и опознаны, она с трудом поверила, что такое возможно.
Через длинную цепочку людей удалось найти потомков и ещё одного краснофлотца – пулемётчика Иннокентия Григорьевича Черных. В Волгоград смогли приехать его внучка и правнук. Они рассказали: дочь Иннокентия Черных, Галина, на всю жизнь запомнила последнее утро перед отправкой отца на фронт: пили чай, ели блины, она сидела на коленях у папы, и тот сказал ей на прощание: «Галочка, помни обо мне».
Галина Иннокентьевна помнила всю жизнь. В благодарность волгоградским поисковикам она записала видеообращение. Общение с семьёй героя продолжается и сейчас.
А ещё выяснилось, что у катера было два капитана – первый, уроженец Ярославской области Александр Щербаков, в начале битвы был ранен и покинул корабль. Его место занял второй капитан — саратовец Павел Никитин. Его родственников тоже удалось найти благодаря соцсетям и неравнодушным людям. Оказалось, что Павел Архипович, будучи детдомовцем, очень ценил свою семью и любил супругу Анну. Детей у них не было, и когда он погиб, Анна всю оставшуюся жизнь прождала своего Павла, так и не выйдя больше замуж. На связь с волгоградскими поисковиками вышла племянница Анны, проживающая неподалёку от Владивостока.
История боевого судна вызывает живейший интерес как у волгоградцев, так и у гостей города: на экскурсию к бронекатеру надо записываться заранее.
«Израненная сталинградская земля и река Волга хранят ещё немало тайн, – уверена Анна Василевская. – Значит, нам предстоит сделать ещё много открытий».
Члены экипажа БК-31, чьи останки были опознаны
- Никитин Павел Архипович, 1919 г. р., командир бронекатера (родные найдены);
- Коллегов Владимир Карпович, 1912 г. р., старшина 2-й статьи (родные найдены);
- Черных Иннокентий Григорьевич, 1913 г. р., пулемётчик (родные найдены);
- Колесов Константин Павлович, 1905 г. р., командир отделения рулевых (родные не найдены);
- Аникеенко Аким Иванович, 1909 г. р., командир отделения пулемётчиков (родные не найдены).
Факт
Музейный павильон БК-31 в июле 2022 г. открыл Дмитрий Медведев. С тех пор исторический объект уже посетили сотни тысяч гостей со всей России и других стран мира.
Останки героев-речников, обнаруженные на судне, были с почестями захоронены на военном кладбище в Россошках в 2017 г. В этот знаменательный день в Волгоград прибыли родственники троих героев, которых удалось разыскать поисковикам.