aif.ru counter
1010

Амбиции в прошлом. Чем современный Волгоград отличается от Царицына

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Нижнее Поволжье №51 17/12/2014

Сейчас волгоградский регион переживает кризис во всех сферах жизни. Но при этом эксперты отмечают повышенный интерес волгоградцев к истории родного края.

Какие подсказки прошлого мы пытаемся услышать? Об этом наш разговор с известным волгоградским историком-краеведом Романом ШКОДОЙ. 

«Русский Чикаго»

- Роман Валерьевич, откуда у вас столь огромный интерес к городскому краеведению?

- В детстве родители подарили мне фотоаппарат «Смена». Я начал фотографировать старинные здания, интересные городские пейзажи. Со временем это перешло в глобальный интерес к тому городскому миру, в который заключен Волгоград и сквозь который любому пытливому человеку легко открывается история города. В советские времена волгоградским школьникам преподавалась дисциплина «Краеведение. История родного края». Но многие моменты при этом опускались по идеологическим соображениям. Например, меня потрясло, когда я обнаружил эпитет «Русский Чикаго». Это название было дано нашему городу примерно сто лет назад и дано неспроста. На рубеже XIX и XX столетий из-за своего выигрышного географического положения Царицын рос и развивался намного быстрее не только большинства губернских центров, но и двух российских столиц! Если ещё в середине XIX века в нём проживали всего-навсего семь тысяч человек, то в начале XIX века - уже 120 тысяч. Городская территория со всей инфраструктурой выросла при этом в разы. Особенно ускорился рост города после сооружения Волго-Донской железной дороги. Как грибы после дождя появлялись зерновые, лесные, рыбные биржи, транспортные компании, обрабатывающие производства. Апофеозом стал приход в Царицын крупного международного промышленного капитала в лице компании братьев Нобель, французско-бельгийской металлургической компании. Это был, без преувеличения, в глазах всей страны город неограниченных возможностей, символ русского экономического чуда. 

Именно в Царицыне перекрещивались гигантские транспортные (а значит, и финансовые) потоки. Через город везли зерно с центральных районов страны, строевой лес из Камы, нефть из Каспия. В Царицыне в огромных количествах реализовывалась астраханская и местная рыба. Со временем через город протянулись сразу три железнодорожные магистрали - на Донбасс, Центральную Россию, Северный Кавказ. Появилась масса представительств судовых компаний. Город стремительно обустраивался по европейскому образцу - одними из первых среди уездных городов мы заимели собственное электроосвещение, водопровод, трамвай. В театрах Царицына, например «У Миллера», выступали мировые звёзды первой величины, в том числе и Фёдор Шаляпин.  

- В чём секрет тогдашнего процветания города? Только ли в том, что экономическая «карта» благоприятно легла? 

- Главное отличие Царицына от современного Волгограда в том, что тогдашняя власть жила в хорошем смысле слова амбициозными мегапроектами. По тогдашним временам построить централизованный водопровод, протянуть электричество, пустить трамвай было неимоверно сложно. Но власти поступили грамотно:  на 10-15 лет вперёд расписали «дорожную карту» всех действий. А любой мегапроект невольно притягивает к себе лучшие интеллектуальные, финансовые, технологические ресурсы. 

-  Но почему мы сейчас переживаем кризис?

- Нынешний Волгоград, к сожалению, погрузился в уныние. Его власть живёт сиюминутной текучкой, не замахиваясь ни на что более-менее значимое, масштабное. Дороги, благоустройство, «социалка» - всё это, разумеется, прекрасно. Но это повседневная жизнь любого мегаполиса. А вот действительно красивых проектов, способных привлечь внимание всего мира, у Волгограда нет. Чемпионат по футболу, конечно, хорошо. Но что нас ждёт за порогом ЧМ-2018? Воспоминания о паре-тройке футбольных матчей?..

Европейский уровень

- В последнее время часто звучит мысль о том, что для привлечения Волгограду нужен новый туристический символ. 

- Городу нужен новый привлекательный бренд, возможно, искать его стоит в более ранней истории. Например, мало кто задумывается, что по своему архитектурному облику Волгоград едва ли не самый европейский город на Волге и на Юге России. Широко распространённый у нас стиль сталинского неоклассицизма - это отражение архитектурных веяний Западной Европы. Посмотрите на фотографии Турина, Милана. Кажется, что мы любуемся видами родного города! И такой южный, масштабный, залитый солнечным светом, с широкими проспектами город преступно оставлять на прозябание!   

- Сумеем ли сберечь уникальную архитектуру? 

- У нас есть действующий, в общем-то неплохой областной закон об охране архитектурного наследия. Но законодательство нужно развивать. Необходим более всеобъемлющий закон, который бы защитил все значимые здания не только царицынской, но и сталинградской эпохи, построенные до начала хрущёвской борьбы с «архитектурными излишествами». Нужно срочно приводить в порядок то, что грозит рухнуть в любой момент. В Краснооктябрьском и Центральном районах есть великолепные кварталы в стиле сталинского неоклассицизма. Но многие здания в ужасном состоянии - сквозь разрушенную штукатурку проглядывает разрушенная кирпичная кладка. Восстановив хотя бы самые аварийные исторические объекты, мы уже сможем думать о поиске глобальных идей, которые наш город, к сожалению, потерял.  

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах