Примерное время чтения: 6 минут
113

Пусть собака лает… Волгоградский художник прошел путь от непринятия до славы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Нижнее Поволжье №38 18/09/2024
Судьба даровала Глебу Вяткину творческое долголетие.
Судьба даровала Глебу Вяткину творческое долголетие. Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова

Глеб Вяткин прошёл путь от музыканта до художника, от резкого непринятия до признания, славы и успеха. А в эти дни любой желающий может увидеть главные работы выдающегося живописца в Волгоградском музее ИЗО им. Машкова – здесь открыта выставка «Цветопластическая версия мира Глеба Вяткина», посвящённая  90-летию со дня рождения художника.

Скрипка и армия

Если говорить о волгоградских художниках второй половины ХХ века, то, пожалуй, Вяткина можно считать самым известным в России и мире. А вот начинал он как… скрипач. 

Он родился в Перми в 1934 г. в семье живописца и скульптора Михаила Александровича Вяткина. Окончив Пермское музыкальное училище, стал музыкантом, к  холсту в тот момент не тянулся. 

– Глеб признавался, что ему не нравились работы отца, написанные в стиле соцреализма, – рассказывает Любовь Яхонтова – искусствовед, научный сотрудник музея им. Машкова, в своё время открывшая работы Вяткина для ценителей и широкой публики. – Спустя годы он создаст произведение в диалоге с отцом, переосмыслив в своей манере его натюрморт.

Всё изменила армия, где его товарищем оказался художник из Литвы, который рассказал и показал ему, что помимо соцреализма существует немало других стилей и направлений изобразительного искусства. 

Это стало поворотным моментом – демобилизовавшись, Глеб в возрасте 26 лет поступил в Ленинграде в художественное училище им. Мухиной на факультет монументального искусства.

– Мухинское училище было прогрессивным вузом, педагоги со студентами ходили в музеи, смотрели западноевропейское искусство, – вспоминает Любовь Аркадьевна. – Подхватив «бациллу сезаннизма» (течение в искусстве, связанное с французским живописцем-постимпрессионистом Полем Сезанном. – Ред.), Глеб уже не мог делать вид, что всего этого не ведает.

Окончив вуз, Вяткин вернулся в родную Пермь. Он свободно владел всеми монументальными техниками: сграффито, рельеф, мозаика, фреска. А вот свои станковые работы вынужден был прятать, когда комиссия Союза художников посещала его мастерскую — не вписывались они в соцреалистические установки. 

До усталости холста

В 1968 г. Глеб Михайлович переехал в Волгоград в надежде на монументальные заказы. Город тогда активно строился, требовалось много специалистов. Занимался живописью, но особенно увлёкся графикой. Был беспощаден к себе: работал до «усталости холста», в его мастерской в Заканалье хранились тысячи графических листов…

С монументальными заказами в Волгограде не очень складывалось, но всё же Вяткин создал в городе порядка девяти монументальных работ, в том числе мозаику в консерватории им. Серебрякова. 

Полностью реализоваться как монументалист он смог в… Италии, чему способствовал счастливый случай. В Волгограде экспонировали выставку итальянского художника-неореалиста Эрнесто Треккани, нужен был переводчик, желательно художник, а Вяткин как раз изучал итальянский язык.

Живописцы подружились, Эрнесто пригласил его в Италию. Эту поездку Вяткин назвал «встречей с самим собой»: пришли раскованность и раскрепощение, к которым так стремился.

– Именно после поездки в Италию в работах Глеба Вяткина стала превалировать характерная золотистая, голубая, зелёная гамма, – продолжает искусствовед. – И он нашёл новый приём: рисунок как будто существует отдельно – это одна «мелодия», а цвет не раскрашивает изображение, а льётся свободно, как ещё один мелодический поток. В сопоставлении этих потоков и рождается картина.

Это приём прослеживается во многих экспонируемых на нынешней выставке работах, таких как «Художник в Италии» или «Пилигрим» — одно из программных произведений мастера: идёт путник, прижимая огромными пальцами скрипку, которая вроде и не предмет вовсе, а льющийся поток цвета. На пилигрима лает собака, но он, словно не замечая её, идёт вперёд. Любовь Яхонтова вспоминает:

– Глеб рассказывал, что эта работа навеяна образом, встреченным у Босха: странник отбивается палкой от собаки. Он тогда сказал: не надо отбиваться – придавать значение критике, тому, что говорят другие. Нужно просто идти своей дорогой. Для художника важен его путь, чтобы понять этот мир.

Осмеянный и признанный

Наверное, это убеждение пригодилось мастеру, когда в 1989 г. состоялась его первая персональная выставка в Волгограде, организованная Яхонтовой. Впервые за 25 лет жизни в городе он показал свои станковые работы. Разразился грандиозный скандал: художника ругали и коллеги, и публика, в книге отзывов рисовали… виселицу. Не обошлось без сакраментального «Да так и ребёнок может!» и т. д. 

Кто бы знал тогда, что до настоящего признания остался всего год… В 1990 г., готовя выставку «50 лет советского искусства», испанские галеристы увидели работы Вяткина в одной частной коллекции в Москве и отобрали для экспозиции 14 работ волгоградца. Они демонстрировались в Барселоне и Мадриде рядом с произведениями Кандинского, Ларионова, Родченко… 

В том же году за фреску «Материнство» в Италии он получил Большую золотую медаль Тициана. В этой стране он создал множество монументальных работ.

Позднее 22 графические работы художника были переданы Русскому музею. Число выставок составило более 100, картины приобретали ведущие музеи и частные коллекционеры в России и мире...

Последняя прижизненная выставка была приурочена к 85-летию художника.
Последняя прижизненная выставка была приурочена к 85-летию художника. Фото: Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова

Однако Вяткин не поддался модной тенденции, не перебрался из Волгограда в столицу. 

– Глеб не любил публичности. ему было достаточно своей мастерской, книг, – объясняет Яхонтова. – Он прекрасно разбирался не только в музыке, но и в литературе, поэзии, философии. Был глубоким, мудрым, несуетным человеком. 

…Художника не стало в 2021 г. в возрасте 87 лет. Нынешняя выставка – это редкая возможность увидеть главные работы мастера, большинство из которых хранится в домашнем собрании. Экспозиция продлится до 30 сентября, по средам в 17.00 проходят авторские экскурсии Любови Яхонтовой.

Факт
Произведения Глеба Вяткина хранятся в Русском музее, Музее современного искусства в Москве, в музеях и картинных галереях Саратова, Перми, Краснодара, Волгограда и в более чем пятидесяти частных коллекциях России, Германии, Испании, Италии, Англии, Боливии, США.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах