Глеб Вяткин прошёл путь от музыканта до художника, от резкого непринятия до признания, славы и успеха. А в эти дни любой желающий может увидеть главные работы выдающегося живописца в Волгоградском музее ИЗО им. Машкова – здесь открыта выставка «Цветопластическая версия мира Глеба Вяткина», посвящённая 90-летию со дня рождения художника.
Скрипка и армия
Если говорить о волгоградских художниках второй половины ХХ века, то, пожалуй, Вяткина можно считать самым известным в России и мире. А вот начинал он как… скрипач.
Он родился в Перми в 1934 г. в семье живописца и скульптора Михаила Александровича Вяткина. Окончив Пермское музыкальное училище, стал музыкантом, к холсту в тот момент не тянулся.
– Глеб признавался, что ему не нравились работы отца, написанные в стиле соцреализма, – рассказывает Любовь Яхонтова – искусствовед, научный сотрудник музея им. Машкова, в своё время открывшая работы Вяткина для ценителей и широкой публики. – Спустя годы он создаст произведение в диалоге с отцом, переосмыслив в своей манере его натюрморт.
Всё изменила армия, где его товарищем оказался художник из Литвы, который рассказал и показал ему, что помимо соцреализма существует немало других стилей и направлений изобразительного искусства.
Это стало поворотным моментом – демобилизовавшись, Глеб в возрасте 26 лет поступил в Ленинграде в художественное училище им. Мухиной на факультет монументального искусства.
– Мухинское училище было прогрессивным вузом, педагоги со студентами ходили в музеи, смотрели западноевропейское искусство, – вспоминает Любовь Аркадьевна. – Подхватив «бациллу сезаннизма» (течение в искусстве, связанное с французским живописцем-постимпрессионистом Полем Сезанном. – Ред.), Глеб уже не мог делать вид, что всего этого не ведает.
Окончив вуз, Вяткин вернулся в родную Пермь. Он свободно владел всеми монументальными техниками: сграффито, рельеф, мозаика, фреска. А вот свои станковые работы вынужден был прятать, когда комиссия Союза художников посещала его мастерскую — не вписывались они в соцреалистические установки.
До усталости холста
В 1968 г. Глеб Михайлович переехал в Волгоград в надежде на монументальные заказы. Город тогда активно строился, требовалось много специалистов. Занимался живописью, но особенно увлёкся графикой. Был беспощаден к себе: работал до «усталости холста», в его мастерской в Заканалье хранились тысячи графических листов…
С монументальными заказами в Волгограде не очень складывалось, но всё же Вяткин создал в городе порядка девяти монументальных работ, в том числе мозаику в консерватории им. Серебрякова.
Полностью реализоваться как монументалист он смог в… Италии, чему способствовал счастливый случай. В Волгограде экспонировали выставку итальянского художника-неореалиста Эрнесто Треккани, нужен был переводчик, желательно художник, а Вяткин как раз изучал итальянский язык.
Живописцы подружились, Эрнесто пригласил его в Италию. Эту поездку Вяткин назвал «встречей с самим собой»: пришли раскованность и раскрепощение, к которым так стремился.
– Именно после поездки в Италию в работах Глеба Вяткина стала превалировать характерная золотистая, голубая, зелёная гамма, – продолжает искусствовед. – И он нашёл новый приём: рисунок как будто существует отдельно – это одна «мелодия», а цвет не раскрашивает изображение, а льётся свободно, как ещё один мелодический поток. В сопоставлении этих потоков и рождается картина.
Это приём прослеживается во многих экспонируемых на нынешней выставке работах, таких как «Художник в Италии» или «Пилигрим» — одно из программных произведений мастера: идёт путник, прижимая огромными пальцами скрипку, которая вроде и не предмет вовсе, а льющийся поток цвета. На пилигрима лает собака, но он, словно не замечая её, идёт вперёд. Любовь Яхонтова вспоминает:
– Глеб рассказывал, что эта работа навеяна образом, встреченным у Босха: странник отбивается палкой от собаки. Он тогда сказал: не надо отбиваться – придавать значение критике, тому, что говорят другие. Нужно просто идти своей дорогой. Для художника важен его путь, чтобы понять этот мир.
Осмеянный и признанный
Наверное, это убеждение пригодилось мастеру, когда в 1989 г. состоялась его первая персональная выставка в Волгограде, организованная Яхонтовой. Впервые за 25 лет жизни в городе он показал свои станковые работы. Разразился грандиозный скандал: художника ругали и коллеги, и публика, в книге отзывов рисовали… виселицу. Не обошлось без сакраментального «Да так и ребёнок может!» и т. д.
Кто бы знал тогда, что до настоящего признания остался всего год… В 1990 г., готовя выставку «50 лет советского искусства», испанские галеристы увидели работы Вяткина в одной частной коллекции в Москве и отобрали для экспозиции 14 работ волгоградца. Они демонстрировались в Барселоне и Мадриде рядом с произведениями Кандинского, Ларионова, Родченко…
В том же году за фреску «Материнство» в Италии он получил Большую золотую медаль Тициана. В этой стране он создал множество монументальных работ.
Позднее 22 графические работы художника были переданы Русскому музею. Число выставок составило более 100, картины приобретали ведущие музеи и частные коллекционеры в России и мире...
Однако Вяткин не поддался модной тенденции, не перебрался из Волгограда в столицу.
– Глеб не любил публичности. ему было достаточно своей мастерской, книг, – объясняет Яхонтова. – Он прекрасно разбирался не только в музыке, но и в литературе, поэзии, философии. Был глубоким, мудрым, несуетным человеком.
…Художника не стало в 2021 г. в возрасте 87 лет. Нынешняя выставка – это редкая возможность увидеть главные работы мастера, большинство из которых хранится в домашнем собрании. Экспозиция продлится до 30 сентября, по средам в 17.00 проходят авторские экскурсии Любови Яхонтовой.